Воришка, который живет во мне
Вопрос: Предположим, взрослый человек что-то украл. Обычно нас просто поучают или запугивают: "Не укради! Это плохо, тебя посадят". Как с этим работать в интегральной системе воспитания?
Ответ: Устраиваем суд. Вопрос только: над кем?
Мы не должны скрывать, что в каждом из нас есть скрытое побуждение к воровству. Каждый из нас где-то когда-то что-то взял, что-то украл. А если даже отнекивается, значит, лжет себе и другим, или даже, может быть, этого не замечает, что часто случается.
"Откуда у нас это свойство? Полезно оно или вредно? Что значит вообще "воровство"? Это мое или чужое? А, может, это не чужое?". Сначала необходимо выяснить все эти исходные состояния, положения, исходя из абсолютно объективной картины и не делая акцента ни на ком и ни на чем, беспредметно – что это за категории: "воровство", "честность" и т. д.
После этого мы разбираем конкретный поступок – тоже безотносительно человека, потому что это может случиться с любым. Мы обязываем каждого из участников поставить себя на место виновника, прочувствовать, защитить себя, обвинить себя и так далее.
Мы переживаем этот случай все вместе. Нам подставили такое условие, и поэтому мы должны учиться на этом примере. Мы должны быть даже благодарны нашему товарищу за этот проступок, который переживается нами так, как если бы мы совершили его сами.
Поскольку все мы интегрально связаны в одной системе, в одной группе, то должны задуматься: "Как же мы могли довести нашего товарища до такого состояния?" - значит общество виновато. Человек является отражением той среды, в которой находится. Выходит, что он, может быть, вообще не виноват! Проблема в нас!
То есть любая такая причина может послужить для выяснения большого числа проблем, для пересмотра ценностей и наших взаимоотношений.
В конечном результате мы должны прийти к выводу, что нет индивидуального проступка или хорошего, доброго поступка, – это всё является лишь следствием влияния окружающей среды, – так что, судить надо всех.
Если мы придем к этому, тогда все прочувствуют, что в каждом живет этот воришка, и поэтому он проявился в ком-то из нас, может быть, самом впечатлительном. Представляете, какое поле открывается для выяснений и для анализа.
Однако из этого состояния мы должны выйти только лишь с одним заключением – все виноваты! Если это группа, общество, класс, в котором все взаимосвязаны и проходят систему интегрального единения, виноваты все. Нет такого, чтобы кто-то один был лучше или хуже, все мы – или лучшие, или худшие.
Здесь нет места оценкам. Нельзя выставлять индивидуальные оценки в таком обществе, потому что ты ставишь оценку самому обществу, а не индивидууму.
Реплика: Значит, после обсуждения я должен вернуть то, что украл, или достаточно просто осознания?
Ответ: Вы лично ничего не должны делать! Это решается всеми. Вам нужно совместно все выяснять, и если надо заплатить за украденное, то платят все вместе. Если мы приходим к выводу, что в этом проступке виноваты все, значит, все за это ответственны!
Из беседы об интегральном воспитании, 13.12.2011
Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.
Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.
Если нет - зарегистрируйтесь.