Уроки о новом мире. Беседа №1

Из беседы "Уроки о новом мире"

1 декабря 2011 г.

Рабы работы

Мы видим, что в 20-м веке мир очень изменился, и люди, которые до того жили гораздо свободнее, были затянуты в водоворот работы и превратились в рабов. Речь идет даже о среднем классе и работниках хайтека, политиках, экономистах, социологах, политологах, людях всех профессий. Каждый работник полностью продан своей работе – мы стали рабами.

Вся наша жизнь ориентирована на работу, и современный человек уделяет немного времени на то, чтобы поесть, попить, немного отдохнуть, сидя у телевизора, а основную долю времени он прожигает на  работе. Час-два уходит на то, чтобы добраться до работы и вернуться с нее. И весь свой день мы проводим на работе.

Компании организуют свои детские сады, совместный отдых для работников, делают все, чтобы еще сильнее привязать их к месту работы. Так человек становится рабом своей фирмы, и даже не понимает, что есть еще что-то кроме работы. Работа становится для него самым главным в жизни и наполняет ее всю.

Когда мы встречаем знакомого, то первым делом спрашиваем: "Ну, где ты работаешь? Что делаешь? Сколько зарабатываешь?" В сущности, мы относимся к нему не как к человеку, а как к профессионалу. Мы словно не видим перед собой человека и не спрашиваем, что его интересует, что он видел и чувствовал, где отдыхал. Как будто, место работы для нас важнее человека, и главное – это где он работает и что делает.

И сам человек больше всего беспокоится о том, чтобы его не уволили, и сможет ли он найти другую работу. Компании посылают сотрудников на профессиональные курсы – все вертится только вокруг работы. Минимум 10 часов в день человек тратит на это – но это совершенно не здоровый образ жизни.

Мы разрушаем свою основу – земной шар, на котором живем: все природные ресурсы, экологию. Мы словно заигравшиеся дети, которых вынуждена остановить мать. Она приходит и прекращает эту игру, говоря, что пришло время заниматься делом - а мы не в силах остановиться.


Человеко-винтики технократического мира

Мы настолько втянулись в игру, которая поддерживается мнением всего общества, что она совершенно поработила нас. Мы дошли до того, что весь наш разум и подход к жизни, привязан к работе. Человек боится выйти на пенсию – он думает: а что я буду делать с утра до вечера, получив столько свободного времени? Он не привык свободно распоряжаться собой и не хочет быть свободным.

Даже возвращаясь с работы домой, он продолжает работать дома – на том же компьютере. А уезжая в отпуск, не расстается со своим мобильным телефоном и интернетом, оставаясь постоянно привязанным к той же системе, словно порабощенный ею маленький винтик, один из многих других.

Этот стиль, сложившийся за последние десятилетия, определил такое направление в жизни человека, что он не способен чувствовать себя свободным. Представьте, что он был бы занят 3 часа в день, выполняя какую-то необходимую для общества работу и этим обеспечивая свое существование. А все остальное время мог бы отдыхать и заниматься чем-то для души. Но мы даже не можем вообразить себе, что такое возможно.

Мы уже попали в такое рабство, что вообще не знаем, чем еще заниматься в жизни, если не работой. Поэтому нам предстоит пережить очень большую революцию, ведь природа сейчас ставит нам новые условия, меняя и нас изнутри, и окружающую среду вокруг нас. Она разрушает нашего господина – все это огромное человеческое общество, поработившее нас, и этим заставляет нас измениться и обрести новый взгляд на жизнь.

Жизнь станет совершенно иной - мы будем обязаны развиваться, как люди. Вместо 10-ти часов работы и всего оставшегося времени, когда ты продолжал думать о ней – ты будешь работать три часа, а все остальное время заниматься совершенно другими делами.

Но нужно еще понять, чем заниматься. Ведь мы не будем просто греться на солнышке, словно ленивые, сытые животные, отдыхающие после еды и ничего не делающие, пока снова не проголодаются. Мы должны будем искать себе "человеческие" занятие, которыми обязан заниматься человек в этом мире.

Кроме трех часов, посвященных работе, и пары часов на домашние дела – все остальное время будет заполнено самым важным для человека делом, приносящим наполнение душе. А работа и домашние обязанности будут восприниматься им лишь как необходимость, неизбежная для жизни в этом мире.

Он был бы рад этим не заниматься, поскольку должен найти свое настоящее, достойное человека занятие, на освободившиеся от работы 7-8 часов, чтобы отдавать ему всю душу.


Не безработица, а свобода от рабства

Нам требуется очень большое изменение, подлинная внутренняя революция и также внешние преобразования, совершенно новая организация всего человеческого общества. Мы будем вынуждены пройти ее либо вынужденно, под давлением и по безвыходности – либо мы уже до этого поймем, куда идем, и что у нас не остается другого выбора.

Ведь мы имеем дело не с безработными – а с людьми, у которых нет никакой необходимости работать на бесполезных работах – ни у всех вместе, ни у каждого по отдельности. Кроме необходимого для жизни, которое мы обязаны себе обеспечить – все остальное нужно посвятить цели своего существования.

И это вопрос по самой сути: для чего мы, собственно, живем? Именно он выходит сейчас на первый план. Вся жизнь будет организована в соответствии с этим главным вопросом, и ему мы будем посвящать основную долю времени, кроме самых необходимых занятий для обеспечения своего существования.

То есть речь не идет о том, чем занять уволенных с работы. Нам нужно видеть мир обратным, чтобы наш подход к нему совершенно изменился – все, бывшее в прошлом, разрушилось, и мы начали строить такое окружение и все организации и структуры, отношения между людьми в другой форме.

Встречая знакомого, я больше не буду спрашивать: где ты работаешь? То есть, какому господину ты принадлежишь: хайтеку, банкам, гаражу или еще кому-то, на кого ты работаешь целый день. Будет уже не так важно, кем ты работаешь. Работа станет простой необходимостью для обеспечения потребностей общества, на которую человек будет тратить несколько часов в день и получать все ему необходимое, как и все остальные – при условии, что он продвигается и заполняет свои основные часы достижением цели, достойной человека.

И тогда я буду спрашивать его: где он занимается, в какой группе, на каком уровне. Я буду относиться к нему, как к человеку, а не как к рабу своего господина, у которого он в подчинении.  Прежде всего нам нужно развить это понятие, усвоить эту будущую картину и переход от настоящего состояния к тому, которое я немного обрисовал.

Это требует огромного переворота в восприятии, ощущении и отношении. Мы должны измениться изнутри, а это не просто – нужно разбить свой прежний образ мыслей и сердце. Для обычного человека, живущего в этом мире, не может быть более крупной и значительной перестройки, чем эта, потому что это относится к сути жизни и определяет, с чем человек встает, с чем идет спать, как проводит весь день, чем занимается, как относится к нему общество, что оно обязано сделать в отношении каждого человека, как развить системы просвещения и воспитания. Все это должно измениться.

Нам нужно представить эту будущую картину и понять, какие самые первые изменения в соответствии с этим нужно произвести. Пусть мир этого еще не понимает, но это его будущее, и любые даже самые небольшие начальные шаги, которые мы сейчас начнем делать, будут вести в этом направлении.

Точно так же, как маленький ребенок не понимает, почему попадает в свой детский сад и как его там собираются учить и воспитывать, чтобы затем передать в школу. Так и взрослые люди не обязаны сейчас знать все глобальные изменения, которые их ждут. Постепенно, по мере того, как они изменятся, сделав первые шаги, они смогут посмотреть чуть дальше, лучше понять и принять их как желанные.

Наша задача выработать такую систему воспитания, в которой человек будет меняться в сторону нового состояния, которого он в любом случае обязан достичь. И чем активнее он будет участвовать в предлагаемом ему процессе, тем мягче и легче пройдет эти изменения.

Понятно, что он не сможет измениться в один миг и стать новым человеком, перепрыгнув из состояния в состояние. Это требует настоящей и очень непростой внутренней революции. Но нужно предложить такой процесс развития, чтобы человек даже не понимая до конца, что происходит с ним по пути, постепенно изменялся навстречу новому миру.

Понемногу изменится не только время нашей работы и привычные ценности. В течение этих часов, посвященных учебе и объединению, человек начнет строить себя, готовя к новому миру – так, что его ум и сердце превратятся в "человеческие", вместо сегодняшнего разума и сердца раба.


Досуг за партой

Природа требует от нас подобия свойств, равновесия. Природа "кругла" – и мы должны выстроить такое же "круглое" человеческое общество. Это принесет выгоду всем нам, и мы достигнем хорошего, комфортного, сбалансированного, замечательного состояния во всех областях. При условии объединения успех будет сопутствовать нам во всем: в воспитании, в культуре, в быту, в семье, в нашем отношении к природе и ее отклике, т.е. в экологии, – и вообще, во всех наших делах. Только посредством правильного, интегрального объединения мы можем спастись от бедствий на первом этапе, а затем преуспеть на втором этапе, когда перед нами откроются совершенно новые перспективы.

Таким образом мы, по крайней мере, выйдем из того общего, глобального кризиса, который переживаем сегодня.

Этот кризис вызван нашей противоположностью Природе, которая представляет собой интегральную систему. И обнаружилось это лишь в последние сто лет. До того времени глобального кризиса не было: человечество развивалось и процветало. Только на последнем этапе мы видим, что Природа словно обкладывает нас со всех сторон, т.е. демонстрирует себя в виде интегральной сети, по отношению к которой мы не в состоянии проявить такое же единение. Тем самым человечество оказалось противостоящим, противоположным Природе, и мы ощущаем свою противоположность как кризис. В этом-то и проблема.

Соответственно, ее решение состоит в том, чтобы достичь равновесия с Природой. Для этого и предназначена наша программа интегрального обучения. Ведь Природа все равно победит. Ясно, что по сравнению с ней мы слабы, малы и ничтожны. Мы видим это по разладу всех наших систем, с которыми больше не можем справиться – например, по растущей безработице в западном мире.

Вопрос: Можно представить себе безработного, который сознаёт, что вряд ли отыщет новую работу, поскольку таких, как он, много. Никто не готовил его к такой ситуации, и он, по-видимому, разочарован в жизни. К тому же, он не знает, чтó делать со свободным временем, потому что его этому никогда не учили…

Ответ: На самом деле, так называемое "свободное" время – это наиболее продуктивные часы, в течение которых он формирует из себя Человека.

Начнем с того, что отныне всё человечество садится за парту. Человек не знает, куда себя деть, он привык подчиняться рабочему графику – пускай так всё и остается. График есть, и он обязателен для исполнения – только теперь речь идет о "курсах переподготовки", длящихся несколько часов в день.

Таким образом, мы не разрушаем устоявшиеся рамки и не пытаемся переиначить привычную модель времяпрепровождения. Нет, мы только говорим человеку, что теперь он получает стипендию или пособие (только не по безработице). При этом он трудится на неполную ставку или не трудится вообще, а главная его работа – это учеба.

Такой курс необходимо пройти. Сколько он займет? Несколько месяцев или лет – непринципиально. Главное, что это отныне – наше основное занятие, и относиться к нему надо как к полноценной работе. Человек привык следовать определенным рамкам, и так же теперь он должен приходить на учебу – подобно пожилым людям, которые с радостью посещают специально для них организованный университетский курс. В подобной обстановке человек чувствует, что он обновляется, как в детстве.

Сегодня можно говорить об этом без стеснения. Еще недавно СМИ не воспринимали кризис всерьез, а два года назад вообще объявили о его окончании. Сегодня же нет недостатка в катастрофических прогнозах. А потому, если вести речь о курсах переподготовки, переквалификации – это будет принято.

Итак, все поступают в этот "университет" со всеми его атрибутами, включая экзамены. Тем самым человек занят в течение дня, на него возложены обязательства, и деваться ему некуда, поскольку его успех зависит от этих занятий. Так нужно "поднимать народ".

Кстати, в учебной программе будут и общеобразовательные предметы: история, география, ведение домашнего хозяйства и пр., а главное – психология, т.е. наука о человеке.


Выпустить пар, но не выпускать "бесов"

Вопрос: Допустим, я привык работать по 8-9 часов ежедневно. За сверхурочные часы я получал надбавку к зарплате. Мои мысли постоянно вращались вокруг работы, профессиональной гордости и заработка. Это был мой мир. Дома я проводил совсем немного времени, с семьей по-настоящему общался по уикендам и праздникам. Но вот меня уволили, и теперь я лишен всего этого распорядка…

Ответ: Лишен потому, что в мире больше нет денег. Говоря иначе, весь мир должен "выпустить пар" и опуститься на уровень базовых потребностей. Скажем так, нам нужно позаботиться о пяти необходимых вещах: жилье, еда, отопление, безопасность и здоровье. Такова наша задача – обеспечить это всем. Мир неспособен дать человеку большее. Европейцы всю жизнь копили на пенсию, чтобы гарантировать себе безбедную старость на Карибах, а в итоге с трудом наскребут на еду и лекарства.

Поэтому мы должны показать человеку, что он получит реальный дивиденд за участие в той программе интегрального обучения, которую предлагает ему общество. Тебя, к примеру, оно отправляет на трехчасовую рабочую смену и пятичасовые занятия в университете, а кого-то определяет в университет на все восемь часов. В итоге мы наполняем день человека, не разрушая текущих рамок. Он, как и прежде, чувствует себя задействованным. И это хорошо для него – продолжать в том же духе. Пускай род деятельности изменился, пускай многие мечты и планы развеялись, но с другой стороны, он видит, что по всему миру происходит то же самое. А общая беда – наполовину утешение, тем более, что других вариантов просто нет.

Таким образом, учеба становится необходимым условием для обеспечения базовых потребностей.

Вопрос: Человек, оставшийся без работы, теряет не только деньги. Он утрачивает самоопределение, чувство собственного достоинства, социальный статус, друзей. Он остается изолированным от общества и чувствует, как "бесы" вырываются из бутылки, открывая ему такие внутренние двери, о которых он раньше и не подозревал…

Ответ: Чтобы этого не произошло, мы предлагаем ему достойно зарабатывать себе на жизнь, подобно другим. А кроме того, приступив к учебе, он сразу начинает понимать собственное состояние и состояние всего мира. Это понимание становится для него своего рода "мягкой подпоркой" – ведь он не выброшен на свалку, как те несчастные, которые пополняют сегодня армию безработных. Мы не просто занимаем его бесполезными курсами и бессмысленными занятиями – мы придаем ему новое в́идение, новый подход к миру.

Теперь человек понимает, где он находится и почему всё происходит именно так. Он становится человеком в полном смысле слова, образованным и ориентирующимся в том, что происходит. Он не оторван от социума, он поддерживает взаимоотношения с окружающими, участвует в различных мероприятиях – и в итоге общество процветает.

Ведь человек, потерявший работу, хочет понять самого себя, вернуть самого себя. Он потерял путь и хочет выяснить, что с ним происходит. Когда он видит, что речь идет о процессе развития, затрагивающем всех, а не только его, это уже несет ему облегчение. А потому наши материалы должны обеспечивать человеку мягкую и дружелюбную поддержку, благодаря которой ему станет легче на душе.


Рабы по собственному желанию

Вопрос: Современный человек живет в рабстве – в жестких рамках, диктующих весь его распорядок. Что это? Бегство от чего-то? Самореализация? Наслаждение? Что скрывается за готовностью проводить на работе по десять и более часов ради недолгого досуга?

Ответ: Общество сделало нас рабами по собственному желанию. Человек чувствует, что если он занят чем-то, то наполняет свою жизнь. А иначе откуда придет наполнение? Да и вообще, что он будет делать с самим собой, оставшись без работы?

Человек, задумавшийся о достижениях, ищет, где себя реализовать: в образовании, в культуре, в технике… Я хочу быть особенным, хочу стать специалистом в чем-то: плотником, механиком, кем угодно. Я хочу ощущать уверенность, хочу, чтобы работа доставляла мне удовлетворение и не была лишена хорошей кампании. Каждый ищет этого. По сути, речь идет о самореализации и, разумеется, о заработке.

Однако мы говорим о новом периоде, когда, вне зависимости от профессиональных успехов, человеку будет гарантирован минимум, если он отвечает поставленным требованиям, а также участвует в учебе.

При этом мы не обещаем, что он будет изучать именно то, что ему интересно – речь идет о всеобщей обязательной системе интегрального обучения. В ней все будут учиться по одной программе.

Вопрос: А в чем тогда будет выражаться самобытность человека?

Ответ: В том, насколько он меняется благодаря учебе.

Вопрос: Но ведь есть, например, люди творческие и люди технического склада…

Ответ: И те, и другие найдут себе в этой системе многочисленные точки приложения. К тому же, никто не препятствует мне заниматься рисованием, танцами или чем-либо другим. В целом, рамки интегрального обучения предоставят человеку множество возможностей для развития, включая технические направления, призванные содействовать объединению людей в интегральную систему. Нам понадобится всё: будь то хай-тек или СМИ. И всё будет работать ради этой цели.

А кроме того, обучаясь на таких курсах, люди будут обретать креативность, желая применять изучаемый материал. Только об этом они и будут говорить между собой.

Вопрос: Каждый занимает свою профессиональную нишу: кто-то работает автомастером, кто-то – парикмахером и т.д. Найдет ли это свое выражение в новой системе?

Ответ: Насколько это возможно. Если ты хочешь быть парикмахером, но все места заняты, тебе придется работать в другом месте – там, где общество предоставит тебе возможность для участия. Так это происходит и сегодня, только за деньги. А в конечном итоге денежный стимул отпадет.

Сегодня я прихожу в Службу трудоустройства и предъявляю свои дипломы. В ответ мне говорят: "Эта специальность уже никому не нужна. Мы отправляем вас на курсы переквалификации. Вот список – выбирайте". И я не могу не согласиться, потому что иначе останусь ни с чем.

Таким образом, мы не входим в противоречие с нынешним положением, а наоборот, сразу начинаем поднимать человека в осознании, в мировосприятии.


Природа, общество, человек

В условиях нарастающего кризиса, который оставит без работы огромные массы людей, необходимы образование и воспитание для их адаптации к новому интегральному миру. Образование – это получение знаний об интегральной системе, а воспитание – реализация этого знания на практике.

Образование должно быть, в первую очередь, общим, чтобы обновить в человеке все основы: историю человеческого общества, географию, и подвести всех примерно под один уровень, с которого можно дальше продолжать. Возможно, понадобится предварительное разделение на группы, в зависимости от начальной подготовки и от того к какому слою принадлежит человек: к среднему слою общества, получил ли он высшее образование или лишь самое  начальное.

Для окончивших среднюю школу, колледж или университет потребуются курсы разных уровней. Но прежде всего, всем необходимо дать какое-то общее образование, чтобы освежить знания. Даже приходя в университет, первый год обычно повторяют то, что изучали в школе.

Допустим, это будет курс социологии и строения нового общества, помогающий понять устройство нового мира. Мир – это природа, человечество внутри природы и человек внутри человечества – три сферы. Нам необходимо изучить человека, немного узнать его физиологию и психологию. Изучить, что такое человеческое общество внутри природы – как обезьяна когда-то слезла с дерева, стала человеком и постепенно развилась до сегодняшнего состояния. Все это за счет развития эгоизма – и тут нужно дать сведения, касающиеся истории, социологии и развития общества.

А затем мы приступаем к изучению самой природы – истории ее развития, начиная с образования Вселенной, уплотнения газов и образования звезд, планет, земного шара и развития жизни на его поверхности. Даже если человеку все это известно, но нужно привести это знание в одну систему, чтобы он понимал, в каком мире живет.

Надо продвинуть вперед всех, чтобы привести самых малообразованных людей и высокообразованных профессоров, ставших безработными, к одному базису, к общему лагерю, когда у всех будет некоторый общий объем знания, при котором все понимают всех. Это включает в себя знание о человеке, об обществе и о природе, мире.

Человеку нужно дать обширные знания о его психологии. Это очень важно. Необходимо знать психологию личности, психологию семьи, группы как небольшого общества, психологию народа, мира. А кроме того, необходима более высокая психология – выше обычной, которую мы сейчас изучаем, называющаяся верой выше знания, то есть психология, которая выше материального тела. Она изучается позже, но тоже должна присоединяться к той же линии.

Попутно, требуется много практических занятий: обсуждения, посвященные психологии семейных отношений, всевозможных ситуаций и семейных конфликтов, воспитанию детей. Нужно учиться тому, как понимать ребенка, которого мы сегодня совершенно не понимаем, отношениям родителей и детей. Этим мы уже успокаиваем множество волнений.

Кроме того, мы учим человека не просто психологии общества, а его устройству. Ведь сейчас человек не знает, как действует правительство, как принимаются законы. Ты не можешь отказаться это изучать, словно гуманитарий, которому не нужна математика. Здесь каждый должен хоть немного знать мир, в котором живет. Каждого ребенка нужно научить, как работает банк и другие системы  жизнеобеспечения.

Я изучаю человеческое общество: как оно действует, как управляется, как принимает решения, кто им руководит, где мое место внутри этого общества. Все это пока относится только к строению системы: как она построена сегодня и каковы ее желательные изменения в будущем.

Это не просто курсы - таким образом, мы строим человеческую личность. Все эти предметы продолжаются, словно в школе из класса в класс - те же самые, но на все более высоком уровне. И главное, что каждый раз мы все более связываем их между собой, чтобы все переплелось так, что в итоге получится одна наука об интегральном мире.

Основное достижение в конце таких курсов, увидеть полную картину мира. Где нет отдельно физики, географии, биологии, человека, правительства, общества – а все вместе, как одно целое.

И тогда можно объяснить, как тут действует эгоизм, желание насладиться, свет, влияющий на меня, и я на него. Человек, общество и мир – без лишних слов, превращаются в меня, группу и Творца. Так мы продвигаемся к такой картине мира, когда без каббалистических терминов и упоминания каббалы, изучаем истинную систему жизни.


Без знания – нет человека

Вопрос: В чем цель получения знания в новой системе интегрального воспитания?

Ответ: Без знаний невозможно сделать из ученика человека. Человека отличает от животного – именно осознание, понимание, его добровольное участие в процессе. Получив знание о мире, он будет знать, где живет, как управляется, как ему нужно действовать. Задача в том, чтобы сделать из каждого – часть интегрального человечества, чтобы он увидел, что иначе не возможно, и он должен участвовать во всем вместе с остальными и быть частью общей картины.

Даже если никто не будет ему говорить, но он увидит, что по-другому нельзя. Ведь мы даем человеку интегральное воспитание. На основе всего полученного знания, он должен постепенно сам прийти к таким выводам. А практические занятия дадут ему соответствующие переживания и ощущения, то есть мы будем параллельно воздействовать и на разум, и на сердце.


Соединяя все знания воедино

Вопрос: Где взять таких специалистов, которые будут соединять между собой различные предметы: психологию, социологию и т.д. Можно пригласить психолога, который расскажет о своем предмете. Но где взять людей, видящих полную картину и способных связать все предметы между собой?

Ответ: Я думаю, что тот самый ученик, который параллельно изучает все эти предметы, начнет связывать их вместе. Но разумеется, нужен еще один предмет, который соединяет все воедино, особенно через обсуждение.

Я думаю, мы сможем так адаптировать статьи Бааль Сулама, не оставив там никакого упоминания о каббале или религии, что получится обширный материал, который связывает все вместе в одну картину и содержит такую внутреннюю силу, которая позволит человеку применить все ранее полученное знание.

Точно так же, как я сейчас применяю все полученное мной ранее знание, хотя изучал это, совершенно не зная о каббале. Но сейчас, используя прибор, данный Бааль Суламом, я вижу в электронике, физике, химии, медицине те же самые принципы. И это помогает мне связать эти науки вместе. Я думаю, что благодаря популярной переработке наших материалов, мы сможем этого достичь.

Понятно, что если глава учебника по интегральному воспитанию посвящена истории, то над ней должны совместно работать историк – специалист в этом предмете, и каббалист – человек, который видит общую картину. Все учебные материалы и программы должны выходить от нас. Даже курс по физиологии и психологии преподается в тех рамках, которые мы ему определяем – никому не нужно просто так изучать скелет человека. Нам необходимо почерпнуть из этих наук лишь базисное, общее знание.


Дополнительный к работе курс

Вопрос: Как будут проходить уроки для взрослых людей – они так и будут сидеть, как когда-то в школе за партами, глядя на учителя, пишущего на доске?

Ответ: Я думаю, если это урок или лекция, то она может проходить в такой фронтальной форме, как в классе. Люди привыкли к такой форме учебы, она пока принята везде. Я не думаю, что нам нужно сразу же начинать ломать все привычные рамки. Нужно наоборот, показать, что мы максимально продолжаем то, что было прежде, чтобы это воспринималось привычным, будто в родительском доме.

Все остается таким, как было, только я иду на дополнительный к работе курс. А потом постепенно, по мере того, как люди будут меняться без всякого принуждения, можно будет вовлекать их в новые формы связи между собой и учебы. Курсы постепенно изменятся в соответствии с изменениями, происходящими в учениках.


80% за партами

Вопрос: Кто будет учиться на курсах интегрального воспитания: только люди, оставшиеся без работы, или вообще все?

Ответ: Я думаю, что число безработных будет очень велико. А поскольку речь идет об исправлении общества, то нужно привлечь не только людей, потерявших работу, но и домохозяек, пенсионеров и вообще людей, не работавших. Получится, что по крайней мере 80% населения будут готовы к этому курсу.

А если назавтра человек нашел работу или заработок, это не значит, что он должен бросить курс. Мы считаем, что пройти курс интегрального воспитания – это обязанность каждого, и люди должны разделить между собой работу, чтобы каждый посвятил ей лишь несколько считанных часов в день.

Это очень большие перемены в привычном подходе, но мы не вводим их своим решением – кризис совершает их за нас, не оставляя нам выбора. Я думаю, что это займет не больше года.

Вопрос: Но что будет происходить в промежуточном периоде, когда мы еще не пришли к тому, чтобы поделить между собой работу и работать по нескольку часов в день, и люди еще не оставят надежду вернуться в прошлое состояние?

Ответ: Я думаю, что большой процент безработицы приведет к беспорядкам, к бессилию правительства и потере пути. Это вызовет состояние полной анархии, и не останется выбора, как только принять такие рамки. Это произойдет очень быстро, иначе мы придем к полному краху всего общества и мировой войне.

Как сейчас правительства не могут взять власть над экономическими системами, так же они не смогут управлять ничем. Если миллионы выйдут на улицы, то их не сможет остановить ни армия, никакая другая сила. Правительства просто не будут знать, что делать. Все видели, что произошло в Сирии и Египте.

В каждой стране придется учитывать местную специфику, характер народа. Например в Греции, будет не так просто посадить людей учиться, как в Германии. Это немцы будут так же старательно учиться, как сегодня работают. А в таких странах, как Греция, придется чем-то привлекать людей на курсы, давать какие-то компенсации.

Проблема всех европейских стран – это стареющее население, живущее между домом, кафе, небольшими путешествиями. В каждом месте нужна программа, приспособленная под местные условия.


Продвижение небольшими шагами

Вопрос: Допустим, Греция, переживает тяжелое экономическое положение и банкротство, большую безработицу. Вместе с этим, ее жители надеются, что однажды кризис закончится, и они вернутся к прежней жизни. Цель предлагаемого нами курса – изменить этот подход, чтобы человек не ждал, что через год-два-пять кризис окончится. А понял, что происходит общий закономерный процесс, и он находится внутри этого процесса – и вообще весь мир изменяется. То есть человек должен измениться после прохождения курса?

Ответ: Этот курс дает понимание нового мира и помогает в него вписаться. Правительству должно быть ясно, что это открывает человеку глаза, он становится понимающим и интеллигентным, и уже не пойдет просто так буянить и бить витрины.

Прежде всего, речь идет о том, чтобы успокоить страсти. Мы собираемся идти небольшими шагами, а не поднимать духовную революцию.


Производить поменьше ненужного

Вопрос: Какие самые важные принципы глобального мира необходимо знать каждому безработному, без которых ему не устроиться в новом мире?

Ответ: Во-первых, невозможно устроиться в новом мире, если каждый будет думать о самом себе – нам нужно думать обо всех вместе. Нет выхода, это закон природы, который раскрывается в наши дни.

Во-вторых, в обществе все обязаны настолько заботиться друг о друге, как органы одного тела.

В глобальном мире нам нужно построить не эгоистические системы, начиная от СМИ, правительств, всевозможных общественных систем: здравоохранения, образования, в которых сегодня ни одного не волнует, что будет с другим. Нам же нужно позаботиться, как построить здорового человека в здоровом обществе. К этой цели обязаны быть направлены все существующие в государстве системы. То есть необходима одна общая программа.

Только те люди, которые понимают, что нам необходимы интегральность и взаимное поручительство – имеют право управлять обществом. Иначе каждый будет продолжать свой протекционизм, ведя к противостоянию природе и разрушению.

Нужно позаботиться, чтобы такое же отношение существовало в семье, воспитании детей, в микрорайоне, городе, государстве и во всем мире. То есть нам нужно развивать не обособленные, узконаправленные системы: образования, культуры, здравоохранения, а работать в кругах, переходя от маленького круга, ко все более широкому, и в итоге охватывая все человечество.

Надо организовать в другой форме все международные организации, чтобы такой была их цель и на нее направлена вся работа. Все мировые законы должны приниматься уже как интегральные законы, чтобы интегральность стала необходимым правилом нашего существования. Все поведение, суды, правозащитная система должна быть направлена только на это.

Из интегрального закона вытекают следствия, влияющие на все сферы нашей жизни: прежде всего, относительно фабрик и фирм, всевозможных бизнесов – имеют ли они право на существование или нет. Если бизнес не вписывается в систему необходимого производства, то он словно заноза в теле, которая гноится и мешает, причиняя вред всему телу.

Нужно вытащить ее и оставить лишь необходимые, полезные вещи. Это совершенно новое мировоззрение, при котором никто не имеет права просто так производить что-то новое, рассчитывая это продать. Наоборот, чем меньше мы производим и чем меньше продаем – тем предпочтительнее. Это совершенно обратный сегодняшнему подход, согласно которому все изменится.

Вопрос: Речь, видимо, идет об очень продвинутом будущем состоянии, которое будет следствием интегрального воспитания, чтобы правительство могло решать, какой бизнес гармонирует с природой и потому стоит его открыть?

Ответ: Частично это будет результатом сознательных изменений, а частично – результатом естественной эволюции, при которой все производства, в которых нет нужды, отомрут сами собой.


Общество совершенных людей

Вопрос: Что человеку в новом мире нужно знать о себе?

Ответ: Каждый должен знать обо всем, только в той мере, насколько может это усвоить и увидеть, благодаря своему общему образованию. Но он должен быть в какой-то степени "совершенным человеком" – пусть хоть в небольшой мере.

Он может иметь маленький объем или большой, но каждый будет совершенен, как полные 10 сфирот. Он не может сказать: вот это одно я знаю, а кроме этого – ничего! Он должен вписаться в общую систему.

Таково требование глобальной системы, чтобы мы хоть немного понимали ее и прониклись всем, что в ней есть. Я тоже обязан быть "круглым". То есть задача курса – дать человеку совершенную, минимальную картину нового мира, общества и человека.


Закон о всеобщей интегральной грамотности

Вопрос: Чем будет зарабатывать на жизнь человек, приходящий на курсы интегрального воспитания? Если он работает всего 3 часа в день, то как он прокормит семью? И как вообще убедить взрослого человека, что ему снова необходимо учиться?

Ответ: Нужен закон об обязательном интегральном образовании и работе, который скоро появится в этом мире. У 80% людей не будет работы и их придется чем-то кормить, иначе они съедят оставшиеся 20%.

Поэтому мы должны организовать жизнь так, чтобы у каждого было чем прокормиться – надо всех обеспечить всем необходимым. У нас нет выбора, иначе мы начнем пожирать друг друга. Но мы обеспечиваем каждому существование при условии, что он включается в эти рамки: работа по мере необходимости и обязательная учеба.

Либо эта учеба будет обязательной по решению правительства, либо можно стимулировать ее, давая дополнительную стипендию. Все часы, которые сейчас освободятся у человека от работы – он должен заполнить учебой.

Можно взять из статей Бааль Сулама отрывки по истории, о развитии человека, строении его и общества, о свободе воле, и сделать из этого отдельные курсы внутри общего курса интегрального воспитания, подкрепив это информацией от специалистов по каждому конкретному предмету.

Первая книга может служить как бы предисловием ко всему общему курсу, чтобы дать общий взгляд на него. Мы обращаемся будто к первому встречному человеку с улицы, подробно объясняя ему новый взгляд на мир. Это словно первая книга в его жизни, и потому она должна быть очень понятной, подробной, с многими повторениями.

А следующие книги будут уже учебниками по конкретным предметам, включая материалы для практических занятий.