Звание авансом
Бааль Сулам, "Одна заповедь": Служение Творцу и исполнение заповедей возможно только с альтруистическим намерением (лишма), что означает – ради удовольствия Творца. Однако уже заведено мудрецами заниматься Торой и заповедями даже ради себя (ло-лишма), поскольку отсюда человек придет к лишма…
Изначально мы не можем "просто так" уподобиться по природе Высшей силе. Ведь она – целиком дающая, и мы, чтобы достичь той же ступени, тоже должны совершать ей отдачу. Как в примере с гостем и хозяином, если я хочу дорасти до наилучшего, совершенного состояния, то должен уподобить себя Источнику творения.
Хозяин весь пронизан отдачей и любовью – и если я хочу взойти на Его ступень вечности и совершенства, то должен прийти в соответствие с Ним. А это значит – доставлять Ему удовольствие, так же как Он желает доставлять удовольствие мне.
Для этого и предназначена наука каббала – методика, позволяющая посредством света, возвращающего к Источнику, вызывать ту силу, которая исправляет нас, – благодаря чему мы достигаем подобия свойств с Высшей силой, с Творцом.
Первый и единственный принцип, который надежнее ведет к намерению ради отдачи, – это принятие на себя обязанности не работать ради собственных нужд, а удовлетворять их лишь в мере насущной необходимости, иными словами, точно соблюдая норму, необходимую для поддержки своего существования. А в остальное время человек будет работать ради общества, избавляя угнетенных, и ради каждого творения в мире, нуждающегося в избавлении и благодеянии.
Поскольку это "первый и единственный" принцип, не стоит искать решения где-то еще, поскольку других возможностей нет. При этом ясно и несомненно, что, в первую очередь, человек должен обеспечивать свое существование, а как только его базовые нужды удовлетворены – всеми силами и средствами заботиться о благе ближних. Такова правильная форма соответствия Творцу.
Обеспечивая свои насущные потребности, человек "наполняет" себя на неживой, растительной и животной ступени. На трех этих уровнях мы должны быть подобны природе.
А человеческая ступень, росшая над животной в течение, скажем, ста тысяч лет, относится уже не к телу, она вся – внутри. Ее не разглядишь материальным взором, она простирается в разуме и чувстве, во внутреннем развитии. И весь внутренний мир человека должен быть обращен на отдачу ближнему.
Предыдущие, "природные" ступени различаются обработкой материала, способом коммуникации. Но человеческая ступень затуманена, запутана, непонятна нам. Что такое "человек"? Иногда, глядя на кого-нибудь, мы говорим: "Это не человек, он ведет себя как животное". Однако в целом, у нас нет четкого определения, ясных внешних признаков, по которым можно было бы опознать настоящего человека. Чем именно он отличается от животного? Критерии расплывчаты.
И потому, если сегодня мы ищем внутреннего выражения человеческой ступени, то называем ее так по будущему состоянию, по цели, к которой она устремлена. Это та форма, которую надо обратить, уподобить Творцу, – и тогда она назовется "Человеком" (Адам). Ну а пока что это формальное обозначение – в счет будущих заслуг.
Так вот, первый принцип на пути к цели – работать на себя не более, чем того требуют насущные нужды, а во всем остальном заботиться лишь о ближних. Эта планка стоит сейчас перед тобой, и если ты будешь действовать таким образом, по собственному решению, не обращая внимания на других, не учитывая и не дожидаясь их суждений, тогда ты достигнешь подобия Творцу.
Более того, базовая забота о себе – это тоже часть заботы о ближнем, при условии, если ты с самого начала держишь такое намерение. Ведь "конец действия заложен в изначальном замысле".
Из урока по статье "Одна заповедь", 22.09.2013
Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.
Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.
Если нет - зарегистрируйтесь.