Сбрасывая бремя исправления
Бааль Сулам, "Предисловие к Книге Зоар": Чтобы понять все вопросы о сути мироздания, существует единственное средство – взглянуть в конец действия, т.е. в цель творения. Ничего невозможно понять по ходу дела – но только из его конца. Ведь ясно, что никто не действует бесцельно, кроме тех, кто поврежден рассудком.
Никто не действует просто так. Если человек не задумывается о том, почему и для чего он прилагает усилия, это признак душевной патологии. Или же речь идет о ребенке, которым движет программа развития, хотя мы и не можем разглядеть ее в самих действиях. Одно дело, когда человек строит дом, чтобы жить в нем, – в таких случаях нам всё ясно. Однако следует иметь в виду, что не всегда мы способны увидеть ясный результат действий. Если же результат действительно не прослеживается, значит, мы имеем дело с неким частным повреждением, не заложенным в Природе.
Мы еще поговорим о том, для чего существуют в мире подобные дефекты, а сейчас остановимся на том, что они приводят к не спланированным действиям.
Знаю я, что есть умники, которые сбрасывают бремя Торы и заповедей, утверждая, что Творец создал всю реальность и оставил ее, предоставив самой себе, поскольку, ввиду ничтожности этих созданий, не пристало Творцу, в величии Своем, управлять их мелкими и презренными путями.
Иными словами, есть люди, не считающие, что мы должны исправлять посредством заповедей свое эгоистическое желание, о котором сказано: "Я создал злое начало и создал Тору ему в приправу". Соответственно, "Тора" – это средство исправления, в котором кроется особая сила – свет, возвращающий к Источнику.
Наше желание делится на 613 частей, и все они испорчены: "Побуждения сердца человека дурны с юности его". И мы должны исправлять это дурное начало с помощью света, или Торы. Так вот, люди, полагающие, что это не так, "сбрасывают бремя Торы и заповедей". Они хотят жить как заведено, в привычных для себя рамках, и не ставят себе целью исправить собственную природу и уподобиться Творцу по свойствам, слиться с Ним. Они не понимают цели творения, не понимают, почему изначально создан этот негатив.
Но не от мудрости их речи, ибо невозможно вынести решение о нашей низости и ничтожности, пока мы не решим, что сами сформировали себя и все те испорченные и недостойные природные начала, которые в нас кроются.
Цель творения – принести благо Его созданиям. "Благо" означает, что творение становится подобным Творцу. Ведь Он Добр и Творит добро в полной мере, которую невозможно умалить. Я не могу совершать благо в меньшей степени – тогда я уже не творю добро. А значит, творению необходимо подняться на ступень Творца.
Однако, чтобы ощущать Его, оно по-прежнему должно оставаться творением. И вот, приближаясь к Творцу, творение чувствует, насколько оно противоположно Ему. Только исходя из этого столкновения света и тьмы в себе оно ощутит всю высоту ступени своего равенства с Творцом.
Вот почему мир испорчен, вот почему изначально мы не понимаем и не ощущаем Творца, вот почему из этого состояния мы не можем оправдать Его.
Всё это так, но мы должны исследовать причины. Мир намеренно устроен таким образом – для того чтобы мы исправили себя. По сути, мир – это общее испорченное желание наслаждений. И нам дана Тора – не книга, а высшая, духовная сила, возвращающий к Источнику свет, который мы можем привлекать на весь свой эгоизм, на все свои изъяны – и таким образом реализовывать исправление, пока не перестанем "сбрасывать бремя".
Но если мы решаем, что Творец, совершенный абсолютным совершенством, является тем Мастером, который создал и отмерял наши тела со всеми их хорошими и недостойными наклонностями – то ведь из-под руки совершенного Мастера никогда не выйдет действие презренное и испорченное. Каждое действие свидетельствует о сущности действующего. Так в чем же виновата испорченная одежда, если ее сшил какой-нибудь незадачливый портной?
Выходит, нам нечего предъявлять творению? Если уж есть Творец, то все наши претензии следует переадресовать к Нему?
Вот потому-то мы и сказали, что Он изначально создал всё испорченным, чтобы мы исправляли себя и на этом пути собирали фрагменты "мозаики", так чтобы ощутить: путь добр, он ведет нас к вечности и совершенству.
Приведем в связи с этим случай с рабби Эльазаром, повстречавшим одного крайне безобразного человека.
Рабби Эльазар, сын рабби Шимона Бар Йохая, ощутил в себе раскрытие безобразнейшего, уродливейшего человека, почувствовал, что пронизан всеми дурными свойствами, какие только могут быть в людях. Это очень высокая ступень. Ведь Творец "создал одно напротив другого", и "как бы ни возвышался человек, его злое начало возвышается над ним". Рабби Эльазар уже был готов принять раскрытие зла в себе в самых уродливых формах.
Сказал он: "Как безобразен этот человек". И сказал ему тот: "Иди и скажи Мастеру, сделавшему меня: "Как безобразен этот сосуд, сделанный Тобою".
Таким образом, умники, заявляющие, что, по причине нашей низости и ничтожности, не пристало Ему управлять нами и Он оставил нас, – всего лишь расписываются в собственной неразумности, и ничего более. Представь себе, если бы ты встретил человека, изначально задумавшего создать творения так, чтобы страдали и терзались, как мы, во все дни своей жизни, и более того, отринуть их от себя, не желая даже управлять ими, чтобы хоть немного помочь им, – как бы ты порицал и презирал его. И разве можно подумать такое о Том, Кто непреложен в реальности?
Неужели Творец создал всё лишь затем, чтобы творения страдали? Разумеется, нет. От совершенного Мастера не могут произойти несовершенные деяния.
Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.
Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.
Если нет - зарегистрируйтесь.