Страх должен прилепиться к любви
Самая большая и важная заповедь, которая строит человека – это заповедь любви, как сказано в Торе: "Возлюби ближнего, как самого себя", а "От любви к творениям приходят к любви к Творцу". Но эта заповедь вторая по счету.
И не потому, что она менее важная, а просто согласно порядку, потому что идет вслед за заповедью трепета. Ведь мы строим любовь поверх своего эгоизма, своей природы. Поэтому прежде всего, нам нужно создать внутри своего эгоизма трепетный страх по отношению к свойству любви и отдачи. А только потом мы можем построить в себе любовь.
Предисловие к Книге Зоар, п.202: Привлек его к себе рабби Шимон и поцеловал. То есть создал с ним духовную связь, которая называется "поцелуй" – одну из трех уровней связи: "объятие", "поцелуй", "соитие". Подошел рабби Пинхас и, поцеловав, благословил его. "Благословение" – это дополнительное соединение.
Сказал: "Несомненно, Творец послал меня сюда. Это тот едва уловимый свет, о котором сказали мне, что был он неотъемлемой частью дома моего, а затем осветил весь мир". Сказал рабби Эльазар: "Конечно же, страх не должен забываться во всех заповедях. И уж тем более, в заповеди любви, – страх должен прилепиться к ней. Как он прилепляется?
Поскольку любовь эта хороша с одной стороны – когда Он дает богатства и блага, долголетие, сыновей и пропитание. И тогда необходимо пробудить любовь и бояться породить грех, чтобы не повернулось против него колесо судьбы. Об этом сказано: "Счастлив человек, всегда пребывающий в страхе", ибо страх является неотъемлемой частью любви".
Не может существовать любовь без страха. Страх необходим, ведь именно на нем и точно в его мере может существовать любовь. Страх – это фундамент любви.
Спрашивается, должен ли я закончить полностью всю ступень страха для того, чтобы перейти к любви? Или же я могу обрести немного страха и построить над ним любовь, которая потребует, чтобы над ней я развил новый страх? Чередуются ли состояния трепета и любви одно за другим на ступенях 0-1-2-3-4, перемежая страх с любовью? Или сначала ощущается только страх и только потом начинается любовь?
Бывает и так, и иначе. Мы достигаем ступени Бины, а затем ступени Хохма и вместе с этим строим свое отношение к ступени Кетэр. Строя после Бины ступень любви – Хохма, от нас требуется увеличить также Хасадим, перейдя от простой веры к совершенной вере. Совершенная вера означает, что внутрь света Хасадим облачается свет Хохма.
Поэтому существование на ступени Хасадим может быть подобно жизни отшельника в лесу, не имеющего даже рубашки, но довольного своей долей – тем, что у него есть Хасадим, абсолютное милосердие. Но у него нет любви, связи с высшим. Он только поднимается над своим желанием, но еще не может установить связь с Творцом.
А затем он уже строит связь с Творцом – на ступенях от середины Бины и выше. Но для этого ему необходимо развить в себе такой свет Хасадим, в который может облачиться свет Хохма.
Из урока по Книге Зоар. Предисловие, 11.02.2014
Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.
Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.
Если нет - зарегистрируйтесь.