Работа в этом мире и вознаграждение в будущем
Из книги "Учение Десяти Сфирот", ч.1, Внутреннее созерцание, п.6: С одной стороны, нужно молиться: "Упаси нас от незаслуженного обогащения", а с другой стороны, сказали мудрецы, что обогащение в виде незаслуженного подарка уготовлено только для самых высоких душ в мире.
И еще труднее понять их объяснение, что незаслуженный подарок порождает огромный недостаток, то есть стыд перед дающим, возникающий у каждого, кто получает что-то даром. Для исправления этого стыда Творец приготовил этот мир, в котором нам приходится прикладывать усилия и работать для того, чтобы в будущем мире получить вознаграждение в обмен на свои старания и труд.
Обычно, религии останавливаются на этом утверждении и не идут дальше, утверждая, что в этом мире нужно работать для того, чтобы в будущем мире, то есть после смерти, получить вознаграждение. Выходит, что мы якобы сегодня работаем, а завтра получаем оплату.
Их пояснение очень странно, ведь это похоже на человека, говорящего другому: поработай на меня один краткий миг и в награду за это я дам тебе все наслаждения этого мира, какие только пожелаешь, на всю твою жизнь.
И нет подарка большего, чем этот, поскольку вознаграждение совершенно несравнимо с работой. Ведь работа производится в этом бренном и временном мире, не имеющем никакой ценности относительно награды и наслаждений вечного мира.
Поэтому усилия совершенно ничего не стоят в сравнении с вознаграждением. Как сказано, что Творец уготовил для каждого праведника 310 миров, как бы обрекая их на стыд перед дающим за такой бесплатный подарок. Но слова эти очень не просты, а содержат глубокий смысл.
Стыд - это отдельное творение. Это созданное Творцом в душах ощущение своего различия, оторванности от Него. И потому, чем выше человек поднимается по ступеням лестницы, тем больше растет его ощущение стыда, становится утонченнее и яснее. Поэтому сказано, что стыд уготовлен только для высоких душ.
Если я чувствую себя отделенным от Творца, то во мне появляется ощущение своего человеческого "я", отдельного существования. Я понимаю, что обязан устранить этот разрыв, перешагнуть через него, что-то с ним сделать. И поэтому я работаю. Это ощущение различия между мной и Творцом, между гостем и Хозяином, чувство стыда, заставляет меня работать. В той мере, насколько я ощущаю этот стыд - я готов трудиться, до такой степени, что устраняю разрыв между нами и достигаю подобия свойств с Творцом, то есть слияния.
Каждый раз, когда мы чувствуем себя неприятно, - это и есть ощущение стыда. Просто мы пока не понимаем, что такое стыд. В нашем мире мы готовы получать, даже стесняясь этого. Ведь в этом мире не существует духовного стыда, а только обычное получение. Камень, растение и животное ничего не стесняются.
Они чувствуют, что получают от хозяина, который отделен от них. И только работники Творца, начинающие работать и приближаться к отдаче, могут чувствовать свой недостаток и потому ощущают стыд за прошлое и настоящее. Они желают как-то загладить этот стыд, компенсируя свое получение будущими заслугами.
Так человек постепенно приближается к осознанию необходимости действий отдачи, за счет которых он устраняет разрыв между ним и Хозяином. Если он получает ради отдачи, доставляя удовольствие Хозяину, то делает это ради Хозяина, а не ради самого себя. А потому стирается разрыв между ними, достигается подобие свойств и осуществляется их слияние друг с другом.
Понятно, что речь не идет о семидесяти годах человеческой жизни в этом мире и будущем мире после смерти. Когда я работаю ради себя - это называется этим миром, и я обязан в нем работать и исправлять себя. Когда же мне иногда удается исправить себя относительно каждой порции стыда, выявленного различия между мной и Творцом, этим я выполняю свою работу в "этом мире", и в результате, достигаю подобия свойств и слияния, которое называется вознаграждением в будущем мире.
Поэтому и "этот мир", и "будущий мир" человек обязан ощутить при жизни в этом мире. Разница между ними в том, что состояние, в котором человек чувствует стыд и работает над его устранением, исправлением своего несоответствия Хозяину, называется этим миром. Именно в этом состоит работа в "этом мире" и усилия. А достижение подобия и слияния называется будущим миром. По такому принципу разделяются эти миры.
Из подготовки к уроку, 17.02.2014
Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.
Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.
Если нет - зарегистрируйтесь.