О постоянном и временном постижении
В "Предисловии к Книге Зоар" Бааль Сулам рассказывает о том, как растет душа человека, или его постижение, или его духовный парцуф, поднимаясь по ступеням состояний с одной на другую.
Наше получающее желание раскрывается в своем разбитом виде, на ступенях разбиения. Сначала – на общих, больших ступенях, простых и легких. Ведь всякое исправление осуществляется в порядке от легкого к трудному, и первые легкие шаги помогают нам затем приступать к более тяжелым.
Вот почему мы начинаем с "поверхностного" пласта разбитых сосудов – с нулевого авиюта, с неживого уровня в себе. Исправив его, мы переходим дальше, глубже, ко второму пласту, и исправляем в себе растительную часть. Далее, по тому же принципу, следует животная часть и, наконец, человеческий уровень в нас. Так идет продвижение – как в частном, так и в целом.
"Поднявшись окончательно в мир Ецира, – пишет Бааль Сулам в "Предисловии к Книге Зоар" (п.52), – человек обретает там постоянную ступень руах, а также может постигать там светá нэшама и хая, но непостоянно".
В каждом мире мы окончательно постигаем то, что относится к нему, а то, что относится к более высоким мирам, постигаем на непостоянной основе, в виде добавки.
Соответственно, окончательное обретение светов нэфеш и руах в мире Ецира сопровождается добавочными, непостоянными постижениями более высоких светов нэшама, хая и йехида. Ведь каждая духовная часть содержит в себе все остальные.
Точно так же в мире Брия, в дополнение к светам нэфеш и руах, я окончательно постигаю свет нэшама, а светá хая и йехида остаются для меня временными добавками.
Вопрос: Я не понимаю, что значит "постоянное" и "непостоянное" постижение.
Ответ: "Постоянство" означает, что данная ступень больше не ускользает от меня, поскольку я уже стою на ней. До сих пор я вел ее исправление, а теперь она моя.
Вообще, духовным исправлениям свойственен накопительный характер. В каждом состоянии, которое я исправляю, есть сфирот, пролегающие сверху вниз, которые я постигаю окончательно, и есть сфирот, которые я постигаю временно. Всё, что лежит ниже, исправлено мною на постоянной основе, но каждая ступень включает в себя все сосуды КаХаБ-ЗОН и все светá НаРаНХаЙ, и часть их я исправляю не насовсем, а лишь в рамках данной ступени – на непостоянной основе.
Вопрос: Но как вообще может быть "постоянство", если каждый раз, на каждой ступени я заново "рождаюсь на свет", раскрывая всё более глубокие состояния?
Ответ: "Рождение" означает формирование духовного сосуда верой выше знания. А "постоянство" – это иная категория.
Допустим, я добился профессорской степени, но, подобно Стивену Хокингу, обнаружил ошибку в своих прежних воззрениях. Значит ли это, что я лишился всех знаний? Нет, просто теперь мне раскрывается более глубокий пласт желаний, и это тоже – часть подъема. Именно высокое профессорское звание и мощная научная база позволяют мне испытать столь головокружительное падение, крах прежних теорий.
И хотя это оставляет меня в большом "минусе" – но на фоне всех прежних "плюсов", которые никуда не исчезли. А далее я взойду из падения уже на более высокую ступень.
Здесь действительно остается вопрос о постоянстве, и мы с вами еще вернемся к нему.
Из урока по "Предисловию к Книге Зоар", 18.02.2014
Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.
Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.
Если нет - зарегистрируйтесь.