Всё непросто
Бааль Сулам, "Предисловие к Паним мэирот", п.1: Массы считают, что четыре части Торы выстроены следующим образом: сначала постигается простой смысл, затем – толкование, затем – намек, а в конце – тайна. Однако сказано в молитвеннике Виленского гаона, что постижение начинается с тайны…
На самом деле, всё далеко не так просто, как кажется. Постижение Торы подразделяется на четыре части, и даже они выстраиваются в обратном порядке по сравнению с тем, что принято в народе. Люди думают, что изучают простой смысл, тогда как на самом деле Тора скрыта от них и, в лучшем случае, предстает в виде тайны.
Виленский гаон пишет, что мы начинаем учебу с тайны, поскольку вначале еще ничего не знаем. Тора описывает систему миров, управление Творца, она призвана для Его раскрытия творениям. В этом ее задача, и сделать это можно, только исправив творение вплоть до любви к ближнему, как к себе.
Тора дана как средство духовной реализации, ее изучение имеет практический характер. И на этом пути человек проходит от тайны – через намек и толкование – к простому смыслу.
Иными словами, поначалу я улавливаю лишь малые намеки, которые выявляют огромную тайну, тьму, окутывающую меня и лишающую всякого понимания.
Тогда первая ниточка связует меня со светом, с Творцом, с высшим управлением, и придает каплю чувства и разумения…
Итак, развитие идет через четыре этапа, четыре степени авиюта, и пока мы не освоим их, нас нельзя назвать сведущими в Торе. Ведь в нее облачается Творец, и с ее помощью человек исправляет себя. Вращаясь вокруг сосуда, исправляемого светом, он должен всю жизнь посвящать этому процессу. Ради этого он живет здесь и лишь так держит верный курс – через четыре ступени постижения системы, которая включает в себя сосуд и свет.
Люди думают, что изучают простой смысл, хотя остаются "на поверхности" текста, предпочитая воспринимать его "как есть" и не погружаясь к глубинным пластам. Однако в действительности всё наоборот: ведь при таком подходе человек не понимает прочитанного, и истина скрыта от него.
Простой смысл (пшат – פשט) означает сброс (афшата – הפשטה) "одеяний" с Торы, с системы миров, когда я полностью раскрываю их. Их простота – суть разоблачение от сокрытий.
Из урока по "Предисловию к книге "Паним меирот"", 05.03.2014
Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.
Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.
Если нет - зарегистрируйтесь.