К отдаче – мое влечение
Вопрос: Почему Творец дает праведникам страдания, и как я могу оправдать Его за это?
Ответ: Оправдание – это ответ, а не вопрос. Ты словно ставишь телегу впереди лошади, а на самом деле суть такова: Творец дает страдания праведникам для того, чтобы у них была возможность благословлять, оправдывать Его.
Как можно оправдывать Его без страданий? На основе чего?
Самостоятельный Человек (Адам) должен быть противоположен Творцу внутри и подобен Ему снаружи. Иными словами, ты должен включать в себя две противоположные силы, формы, два полярных свойства.
Сказано: "Я создал злое начало и создал Тору ему в приправу, ибо кроющийся в ней свет возвращает человека к Источнику". Злое начало, материал получающего желания, остается каким был, а на него мы "облачаем" намерение ради отдачи. Так, с помощью света, мы возвращаем его к Источнику, к хорошей, правильной форме.
Работая таким образом, мы на каждой ступени сперва проклинаем Творца, не соглашаемся с Ним. Вот почему стадия зарождения характеризуется как "гнев и ярость". А затем мы приходим к благословению и оправданию Творца, вплоть до самопожертвования.
Однако моя самоотверженность вызвана не наслаждением, как это бывает в нашем мире. Здесь я готов на полную преданность, если оно того стоит. В таком случае я приобщаюсь не к Творцу, а к идущим от Него наслаждениям, и если они иссякнут, мой эгоизм больше не позволит мне льнуть к Нему. На ступени этого мира мы зависим лишь от наслаждений, а в духовном добавляем еще один аспект, еще один уровень, сливаясь с Творцом как таковым. Именно с Ним, а не с идущими от Него наслаждениями и благами.
Теперь я начинаю ценить Его статус Дающего, наделяющего. Причем наделяющего не меня, мне не нужна Его отдача, я не хочу, чтобы она ко мне приходила, не хочу "липнуть" к Нему из-за этого благоволения, не желаю "покупаться" на это, пристращаться к этому. Я хочу уважать само свойство отдачи, не имеющее ни очертаний, ни образа. К нему – мое влечение.
Как следствие, мне необходимо включать в себя две формы: внутри – получающее желание, снаружи – намерение на отдачу. Иначе мне не слиться с Творцом, а ведь именно "Им возрадуется наше сердце", а не светами, которые от Него истекают. Они только путают, подкупают меня, и я обязан противостоять этому.
Свыше отмеряют светá и пробуждают меня, т.е. мой эгоизм, так что я "загораюсь", пленяюсь наслаждением, которое сводит с ума, завладевает разумом и чувством. В итоге у меня остается лишь одна точка, не льнущая к усладам света, – и в этой точке я постоянно могу удерживать, закреплять себя вне его, отвечать отказом на заманчивые предложения: "Нет, только не это. Только не покупаться на удовольствие".
Соблазны кружат голову, тело дезориентировано от возбуждения – и здесь нам необходимо подготовить поручительство. Иначе я не буду независимым. И всё наслаждение приходит затем, чтобы покрывать стыд и нести мне самостоятельность…
Сказано об этом в "Учении Десяти Сфирот" (ч.1, "Внутреннее созерцание", п.7):
"В каждом незаслуженном вознаграждении имеется дефект – стыд перед дающим. И чтобы души избежали этого, Творец создал этот мир, в котором существует понятие работы. Теперь они получают оплату в обмен на усилия и этим спасаются от ощущения стыда.
А отношение между работой в течение 70 лет и вечным наслаждением таково, что нет бесплатного подарка большего, чем этот. Очень неясны эти слова мудрецов. Ведь главное наше стремление и молитва: "Упаси нас от богатства в виде бесплатного подарка". Однако слова их нельзя понимать буквально, а кроется здесь глубокий смысл…"
Из урока по "Предисловию к Книге Зоар", 16.02.2014
Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.
Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.
Если нет - зарегистрируйтесь.