Песах 2015 года
Статья моего ученика М.Бруштейна
Не за горами очередной Пасхальный седер (праздничная трапеза). Многим известно, что этот праздник посвящен выходу евреев из Египта, произошедшему около 34 веков тому назад.
С тех пор каждый год, на протяжении целой недели празднуется это знаменательное событие. Если учесть, что его предваряют множество достаточно трудоемких мероприятий и сопровождают разного рода ограничения, возникает справедливый вопрос: "Почему этому празднику уделяется такое особое внимание?"
Трагические события, предшествующие исходу евреев из Египта и произошедшие впоследствии во время скитаний по пустыне, хорошо известны. Вместе с этим одно событие выделяется на фоне всех остальных. Дело в том, что ничего подобного никогда и ни с кем не происходило.
Еврейский народ впервые в истории человечества решился поднять планку межличностных взаимоотношений до уровня "как один человек с единым сердцем". Если мы посмотрим на праздник Песах с этой точки зрения, то многое, если не все, что мы знаем о Песахе и о евреях, возможно, придется кардинально пересмотреть.
Представим на минуту ситуацию тех дней. Евреи под руководством своего предводителя Моше покидают Египет – страну, в которой на протяжении нескольких столетий они находились в рабстве. Казалось бы, что надо бывшим рабам? Устроиться поскорее на новом месте и благополучно жить, наслаждаясь обретенной свободой. Но в действительности произошло нечто непонятное.
Евреи, после долгих мытарств в пустыне, собираются у подножья горы Синай и взваливают на себя прямо скажем непосильное бремя. Они соглашаются поручиться друг за друга. Мы знаем, что такое невозможно в принципе. Неужели у людей не было других дел? Кому вообще было нужно это поручительство?
А ведь на самом деле ответ находится на поверхности: "Для того чтобы народ жил, процветал и развивался, он должен быть объединен, и с этим вряд ли кто-либо будет спорить". Вопрос: "На основе какого принципа, какой идеи это сделать?"
Можно, конечно, объединить народ на идее всеобщего равенства и братства, можно на идее национально превосходства, можно также объединить народ американской мечтой.
Вопрос практический – как и сколько времени работают эти принципы и идеи. Ответы мы знаем. При всем при этом эти принципы рациональные и понятные, а идея "поручительства" или того хуже – "возлюби ближнего как самого себя" – иррациональная, то есть по сути невыполнимая.
Почему же в таком случае иррациональная, на первый взгляд, идея "возлюби ближнего" живет уже больше трех тысяч лет и воспринимается с пониманием любым человеком в мире, а рациональные – "национальные идеи" принимаются всегда плохо и умирают в течение одного поколения?
И все-таки, как евреи сумели эту идею воплотить в жизнь? Не будем говорить о таких вещах как Высшая сила или Творец. Поговорим о том, с чего мы начали – о поручительстве.
Сказано в Торе, что поручиться друг за друга евреи решили единогласно, все как один. Это, можно сказать, стало общенародным делом со всем отсюда вытекающим. Очевидно, именно в этом и скрывается причина успеха.
Впоследствии, как мы знаем, в силу тех или иных причин к этой идее народ охладевал с тем, чтобы потом опять к ней вернуться.
И в том и в другом случае евреи преуспевали и преуспевали всем на зависть. Объединившись как один человек с единым сердцем в те давние времена, еврейский народ стал примером для многих народов и основоположником этических ценностей, лежащих в основе всей цивилизации.
И сегодня еврейский народ, как когда-то, может дать пример правильных взаимоотношений. Если этим займется весь народ, если эта идея станет общенародной, как во времена Моше, без сомнения еврейский народ сможет воплотить ее в жизнь.
Выбор за нами.
Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.
Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.
Если нет - зарегистрируйтесь.