Единая основа различных методик
Вопрос: Существует очень много видов каббалы: каббала Рамхаля, лурианская каббала, христианская каббала, хасидизм, практическая каббала и так далее.
Вы преподаете каббалу Бааль Сулама, и к вам есть претензии, что эта ветвь – одна из многих, а вы выдаете ее как основную.
Ответ: Лично у меня по этому поводу нет ни к кому никаких претензий. Я понимаю природу человека, и поэтому даже самый большой противник каббалы в моих глазах легитимен. Тут нет никаких противоречий: все исходит из природы строения человечества и человека. Это первое.
Во-вторых, есть много путей к раскрытию Творца, которые вполне могут сосуществовать и быть параллельны друг другу.
Находясь рядом со своим учителем Рабашем, я ездил с ним ко многим каббалистам и видел, как он с ними встречался. Правда, в то время я еще мало понимал, о чем они говорят, чтобы разобраться, передо мной каббалист или нет, на каком уровне он находится, каким методом проникает в духовный мир, в постижение Творца.
Естественно, есть разные методики. Но все они сводятся к тому, что люди должны подняться выше своего эгоизма. Это происходит на основании сказанного в Торе: все должны собираться в десятки, как установил Моше по выходу из Египта.
Иными словами, подняться из Египта, пройти через пустыню – через определенный этап достижения свойства Бины, можно только лишь в группах, где происходит разделение на десятки, и в них создается система взаимосвязи между людьми. Это описывается всеми каббалистами. В этом отношении нет абсолютно никаких разногласий.
Каббала делится на две части: теоретическое изучение и практическую каббалу.
Теоретическое изучение текстов обычно ассоциируют с термином "иерусалимские каббалисты". Дело в том, что когда-то в Иерусалиме жила группа каббалистов, которые занимались только лишь индивидуальным изучением текстов. Они досконально, буквально на память, знали книги Ари, Зоар и др., но при этом не производили никакой внутренней работы. У них не было никаких постижений.
Возвращаясь к вопросу о течениях в каббале, надо отметить деятельность великого каббалиста XVI-XVII века Бааль Шем Това. Он собрал вокруг себя около тридцати молодых людей, обучил их каббале и разослал по всей Восточной Европе.
Каждый из них создал свою своеобразную каббалистическую школу, которые, практически, ничем не отличаются друг от друга. В их основе лежит та же методика Бааль Шем Това, разница лишь во внешнем ее изложении. Так же как, к примеру, в институте есть 20 преподавателей физики, и каждый из них в чем-то излагает ее по-другому. Смысл один и тот же, но оформление – разное.
Это и по сегодняшний день чувствуется среди каббалистов, но не означает, что они излагают разные вещи. Проблема только в том, чтобы определить, занимаются ли они постижением Творца. Как пишет Бааль Сулам, каббалой является система постижения Творца человеком в нашем мире.
Вопрос: Вы преподаете только по методике Бааль Сулама?
Ответ: Я преподаю по методике Ари, т.е. по цепочке: Книга Зоар, Ари, Бааль Сулам, Рабаш.
Вопрос: Но есть еще и другие методики?
Ответ: Нет, все они все равно базируются на Книге Зоар и методике Ари.
Когда-то, еще до того, как я пришел к Рабашу, примерно в 1978-м году я был знаком с людьми, которые придерживались Рамака. В Тель-Авиве было несколько таких стариков лет по семьдесят. Учеников у них не было. Поэтому я думаю, что на сегодняшний день из той группы уже никого не осталось.
Из урока на русском языке, 10.09.2017
Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.
Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.
Если нет - зарегистрируйтесь.