Определения каббалы современными российскими учеными
Уникальность науки каббала состоит в ее интегративном характере. Каббала стремится привести человека к интегральному, целостному восприятию действительности, когда мир не делится на высший и низший, интеллигибельный и чувственный; каббала стремится открыть некий синтетический взгляд на мир в целом. И как раз такая интенция каббалы сближает ее как с постнеклассической наукой, ориентированной на междисциплинарные исследования, так и с самыми современными философскими направлениями, стремящимися аккумулировать в себе (по возможности наиболее полно) разнообразный опыт философского мышления и ответить на наиболее животрепещущие вопросы современности.
Наблюдаемые аналогии в интенциях современного естествознания и науки каббала позволяют выдвинуть гипотезу, согласно которой синтетическое видение мира, в котором так нуждается современное мышление, может быть конструктивно развернуто лишь в режиме интенсивного диалога разных, если можно так выразиться, культурных программ. Причем каббала в рамках такого диалога выступает в качестве духовного катализатора нового мировоззрения, конструктивным образом сочетающего в себе достижения самой передовой научной и философской мысли.
Свирский Яков Иосифович — доктор философских наук, ст.науч.сотр. института Философии РАН.
**
Работы М. Лайтмана интересны тем, что он, во-первых, начал очень глубокое рассмотрение исторического контекста каббалы: когда, где, в каком месте, в каком государстве, в каком идеологическом срезе, при каком менталитете народа начало развиваться это учение. Во-вторых, отмечается не только описательный подход, но и философская часть, которая дает читателю «взгляд сверху» на предмет исследования. В-третьих, до сих пор в России практически не было серьезных работ, раскрывающих это учение во всей его полноте, т.е. из всех учений каббала наименее известна ученым. И поэтому энциклопедичность, которой владеет М. Лайтман в постижении учения каббалы, и его возможности логического изложения, в силу того, что он ученый, создали ценнейший сплав качеств, которые позволили ему передать миру это знание опосредованно, через исторические и научно-философские источники, и, тем самым, открыть для нас такой интереснейший культурный феномен, как каббала.
Что есть каббала – наука, философия, мистика или, быть может, некий совершенно иной вид познания? Здесь немало высказано разных мнений. Автор множества книг о каббале М. С. Лайтман склонен полагать, что в ней есть все «элементы»: и наука (точнее, «преднаука»), и философия, и мистика, и религия и т.д. В большей степени в его позиции преобладает рассмотрение каббалы как «преднауки», и здесь внимание концентрируется на тех «системах знания», которые исторически ей присущи.
**
Каббала как система выверенных теоретических положений вполне автономна. Ее связь с наукой нынешнего тысячелетия прямая и опосредованная. Прямая, потому что современная наука оживляет многие знания прошлого, которые сегодня она может выразить на языке современной парадигмы. Опосредованная, потому что многие положения каббалы позволяют обогатить современную науку через своеобразный диалог, через духовную перекличку.
Одно из важнейших свойств каббалы – системность ее идей.
Научное познание и развертывание человеческого духа вполне могут быть соединены. Познавая, человек направляет свои усилия не на внешнее порабощение мира, а на соединение духа с постижением мира.
И сегодня ученые все чаще говорят о необходимости переориентировать науку, отказаться от экспансионистских целей и соединить науку с раскрытием человеческого потенциала.
Судьба современной цивилизации связана не только с открытием нового знания или с конструированием радикально новых систем ценностей. Она во многом зависит также и от процесса творческого осмысления древнего знания.
Филатов О.К., доктор педагогических наук, профессор, ректор Московского государственного университета технологий и управления.
**
Каббала, как исторический феномен, явление многоликое. В начальный период своего развития она представляла собой устную традицию, тайны которой не выходили за пределы узкого круга посвященных. Но с появлением печатных изданий, по-прежнему выражаемая намеками в символической и метафорической формах, она всегда создавала возможность для различных интерпретаций. И они постоянно сопутствовали ее истории. Именно поэтому ретроспективно это учение имеет разные школы, направления, течения. Но при этом ее сокровенная суть кардинально не меняется.
О каббале нередко говорят как о тайном учении. Именно ее закрытость послужила поводом для возникновения вокруг каббалы множества легенд, фальсификаций, вымыслов, ненаучных рассуждений и толкований. Лишь в конце прошлого столетия каббала начала распространяться по всему миру. Глубочайшие знания основ мироздания, его законов, методика истинного познания мира и достижения цели творения, заложенные в каббалистических текстах, многие тысячелетия ожидали часа своего полного раскрытия в наши дни – в эпоху, когда в человечестве возникнет настоятельная необходимость в постижении высших законов управления мирозданием для спасения от угрозы уничтожения.
В строгом смысле слова, каббала – это не религия, не средневековая мистика или магия, не набор устаревших верований и предрассудков, не поэтическая фантазия и не отвлеченная философия. Прежде всего, каббала – это методика восхождения к духовности, практическое руководство к постижению себя и всего мира.
Каббала как наука предлагает свой способ исследования мира. Он заключается в развитии у человека способности ощутить скрытую от нас часть мироздания. Слово «каббала» (иврит — «получение») выражает стремление человека получить высшее знание, ощутить подлинную картину мира и получить ответ на вопрос о смысле жизни.
Каббала обладает очевидной системностью. Однако чтобы ее увидеть, нужно проникнуть вглубь каббалистического знания. Это вовсе не какая-то древняя теория, не имеющая с практической стороной жизни ничего общего. Она обращена к человеку лично, являясь для него живой системой особого духовного развития. В ней объясняется не только устройство мира, строение человеческого «я», но и даются конкретные рекомендации, излагаются реальные методы для совершенствования того и другого. В каббале есть теоретическая и практическая стороны, самостоятельные инструменты исследования, постановки опыта и сравнительного анализа, собственный язык и довольно сложный понятийный аппарат. Его наличие обусловлено высоким уровнем отражения действительности.
Основные идеи монографии можно сформулировать следующим образом:
1. Каббала представляет собой уникальное духовное явление, которое не поддается традиционной религиозной или мистической классификации. Она представляет собой разновидность особого метода научного познания мира. Каббала не является религией. Также было бы ошибкой сводить каббалистическое содержание только к теософским представлениям. Каббала описывает фундаментальные основы бытия, и в известном смысле может рассматриваться как наука.
2. Каббала не является эклектичным духовным образованием, в котором содержится многое, но нет внутреннего единства и целостности. Напротив, соединяя в себе различные духовные пласты, каббала, вместе с тем, обладает стройностью, соразмерностью и внутренней логикой. Она оказала заметное влияние на европейскую культуру, внеся значительный вклад в различные сферы знания.
3. Специфика иррационального сознания в каббале обнаруживается в том, что она выдвигает на первый план внерациональные аспекты духовной жизни человека: стремление к познанию сути и смысла жизни, устройства общей системы мироздания, постижение Замысла Творения, определяющего цель всего происходящего и истинное назначение жизни человека.
П.Гуревич –доктор философии, культуролог, профессор, сотрудник ИФРАН.
Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.
Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.
Если нет - зарегистрируйтесь.