Из книги "Всегда со мной. О моем учителе РАБАШЕ", ч.84
Сила РАБАШа
Место захоронения РАШБИ [1] было для РАБАШа чем-то особенным. Я видел, он всегда был впечатлен тем, что может войти сюда, прикоснуться к камню, произнести про себя несколько слов.
Он никогда не говорил ничего вслух, не раскрывал, как все, Псалмы или молитвенник. Он всегда был сосредоточен в самой своей глубине и так стоял несколько минут, а я – рядом с ним.
Иногда он спрашивал: "Ну, ты что-то почувствовал? Что ты ощутил?" Я делился с ним своими впечатлениями и видел, как мне еще далеко до него.
Но однажды, там, на могиле РАШБИ я увидел другого РАБАШа. Это было в праздник Лаг ба-Омер [2].
С каждым годом у РАБАШа было все меньше желания приезжать сюда в праздник. Дело в том, что на Лаг ба-Омер сюда стали съезжаться сотни тысяч людей, раньше такого не было. Из этого места сделали культ.
Исчезли внутренняя скромность и тишина пребывания на могиле РАШБИ, пришла внешняя крикливость, продажность, массы людей "катили" сюда, чтобы дотронуться до могилы, купить хамсу [3], мезузу [4], исправить жизнь…
Прорваться к могиле стало непросто, это требовало наглости и острых локтей.
В последний раз мы приехали сюда на праздник в 1984 году.
Помню, мы пробивались "с боями" к могиле РАШБИ. Просто брали ее штурмом. Я шел впереди РАБАШа, развернувшись к нему лицом, взяв его за руки, а спиной раздвигал толпу, пытаясь выдавить их. Какое-то время это получалось, но уже ближе к могиле я вынужден был остановиться. Я уперся в кого-то спиной, давил со всей силой, но чувствовал, что тот не сдвигается ни на миллиметр.
Я повернулся, это оказался коренастый мужик, который не хотел слышать никаких убеждений. Я попытался надавить, он с легкостью сдерживал меня, даже специально, с ухмылкой. И я понял: бесполезно, не прорвемся.
И вдруг я слышу, РАБАШ говорит мне: "Отойди в сторону". Сам отодвигает меня в сторону, протягивает руку, берет этого мужика за плечо и разворачивает к себе.
Тот поворачивается, уже готовый к бою, и вдруг видит РАБАШа, видит и бледнеет.
У него глаза на лоб лезут. И он начинает орать от страха! "А-а! А-а!" – это было что-то дикое. Он даже заикался от страха, вдруг забил руками, чтобы отскочить от РАБАШа подальше… А ему не дают, тесно, все прижаты друг к другу. Он в панике, кричит, воет!..
И не то, чтобы РАБАШ сильно схватил его, я же видел, он до него просто дотронулся. Но что-то было такое во взгляде РАБАШа, что того пробило.
Что РАБАШ передал ему этим взглядом, я не знаю. Но тот отскочил, как ошпаренный, и все вдруг расступились тоже. И перед нами открылась тропинка к могильному камню РАШБИ. РАБАШ подошел, положил руку на камень, постоял так очень недолго и отошел.
Я сейчас вспоминаю, как все стихло вокруг, пока он так стоял.
Мы вышли, и РАБАШ, ничего не говоря, пошел к машине.
Вот так, я открывал РАБАШа постоянно, каждый день, каждый час. И понимал, что нет конца этим открытиям. И никогда я не смогу сказать: "Я знаю РАБАШа".
[1] РАШБИ – Рабби Шимон Бар Йохай, великий каббалист, автор книги ЗОАР.
[2] Лаг ба-Омер – праздник посвящен Шимону бар Йохаю, (РАШБИ), автору главной каббалистической книги – Зоар.
[3] Хáмса (ивр. חמסה) — защитный амулет в форме ладони, которым пользуются евреи и арабы.
[4] Мезуза представляет собой помещенный в специальный футляр свиток пергамента из кожи «чистого» животного, прикрепленный к дверному косяку еврейского жилища. На свиток нанесены два отрывка из Торы входящие в молитву «Шма Исраэль».
Продолжение следует…
Приобрести книгу можно на сайте.
Из книги "Всегда со мной. О моем учителе РАБАШЕ", ч.83
Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.
Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.
Если нет - зарегистрируйтесь.