Каббала – гибкая наука
Вопрос: В каббале сложилась определенная традиция обучения, которая строится на том, что есть контент-содержание, а вот форму, методы и комментарий к нему определяет сам преподаватель. В этом случае мы слишком зависим от его личностных факторов.
А есть другой подход, когда четко прописываются формы и методы работы, и задача преподавателя – ни на шаг не отходить от того, что ему предложено.
Что правильно: ориентироваться на личностные факторы человека или на утвержденную технологию?
Ответ: Я не думаю, что можно оторвать одно от другого.
Но поскольку каббала – это древняя наука, которая оформлялась в течение многих тысяч лет, то естественно, мы должны привязываться к тем великим личностям, которые заложили эту структуру.
В каббале выработалось несколько течений, оформившихся за последние 500 лет в Западной Европе, в Прибалтике, на Среднем и Ближнем Востоке. Каждое из этих направлений включает в себя различные под-направления. Они описаны в разных источниках, поэтому по всем разветвляющимся направлениям есть много материалов. Это то, что касается объяснения от источника к потребителю.
А если здесь проявляется еще харизматическая личность преподавателя, то, естественно, он может кое-что менять, сопоставлять, применять. Я не думаю, что наука каббала – это очень жесткая наука, которую нельзя менять и как-то приспосабливать к аудитории, к преподавателю, тем более в наше время. Главное – донести ее суть, т.е. раскрытие Творца любому человеку в нашем мире. Это является предметом ее изучения.
Каббалистическая методика меняется и будет меняться, и мы должны смотреть на нее очень прагматически и не уходить в какую-то косность.
Из беседы с участниками проекта "Интегральный курс", 19.03.2021
Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.
Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.
Если нет - зарегистрируйтесь.