Школу сотворил дьявол?
Реплика: Цитата: "И сотворили школу так, как повелел дьявол. Ребенок любит природу, поэтому его замкнули в четырех стенах. Он не может сидеть без движения, поэтому его принудили к неподвижности. Он любит работать руками, а его стали обучать теориям и идеям.
Он любит говорить – ему приказали молчать. Он стремится понять – ему велели учить наизусть. Он хотел бы сам исследовать и искать знания, но ему дали их в готовом виде. И тогда дети научились тому, чему никогда бы не научились в других условиях. Они научились лгать и притворяться".
Это сказал в начале века швейцарский педагог, публицист Фарьер.
Ответ: Сегодня актуально также.
Вопрос: Почему взяли эту свободную птицу, ребенка, и засунули в клетку?
Ответ: Потому что для нас, взрослых, так проще и понятнее. Силой надавить на ребенка и заставить его быть в наших четырех углах и всё.
Вопрос: Что мы забираем тогда от него?
Ответ: Мы забираем у него свободное развитие и души, и сердца, разума и даже физического развития.
Вопрос: Это, вы считаете, самое важное в человеке?
Ответ: Я считаю, что ребенок должен расти свободным. То есть он должен сидеть и слушать старших, но ему должно быть это интересно. И он должен больше времени гулять с товарищами. Одновременно с товарищами и с учителем. Выходить в поле, ковыряться в каких-то машинках, в больших машинах. Еще что-то такое. То есть надо воспитывать отрока по путям его.
Реплика: Вы считаете, это важнее, чем, допустим, засадить его за физику, за алгебру.
Ответ: Это ничего не дает. Только единицы продираются сквозь это и только лишь потому, что они хотят быть выше других.
Вопрос: То есть знания вас меньше всего интересуют?
Ответ: Да. Нам это не надо.
Вопрос: То есть знания меньше всего. А вот то, что вы сейчас предлагали, что это дает ему? Это раскрепощает его?
Ответ: То, что я предлагаю, развивает ребенка в естественном потоке его занятий. И в таком случае он изобретет все, что угодно. Не какие-то самолеты-вертолеты, а космолеты, основанные совсем на других принципах, – как мы сейчас думаем, которые, наверное, есть у тех, кто нас иногда посещает. И так далее.
То есть раскрепощенность даст идеям свободу, и мы еще не знаем, что существует в ребенке. А в нем целые миры.
Вопрос: Вы говорите о свободе. В чем принцип этой свободы для ребенка?
Ответ: Принципы этой свободы – свободный контакт с природой, рассуждения, выводы, споры со взрослыми и со своими сверстниками. Это все очень необходимо для правильного развития людей. Иначе ты их просто помещаешь в какой-то квадрат, в куб, и они оттуда не могут выбраться уже всю жизнь. Ты делаешь их мышление формальным.
Вопрос: И тем самым ты останавливаешь весь прогресс?
Ответ: Да.
Вопрос: Что это требует от учителей?
Ответ: Это требует от учителей стать другими, не этими учителями, которые есть у нас сегодня. Это нам надо все переделывать и в течение многих лет. Но зато мы придем к совсем иным результатам.
Вопрос: Осознавая это, мы когда-нибудь придем к тому, что надо все поменять? Министерство образования…
Ответ: Через большую революцию.
Реплика: Вы же понимаете, тут включается всё, вся бюрократическая система…
Ответ: Вся!
Реплика: Она не захочет…
Ответ: Я же не говорю о том, что захочет или нет, что надо воевать за это или нет. Я ни к чему не призываю.
Вопрос: А как это произойдет?
Ответ: Не знаю. Я просто говорю о том, что верно.
Вопрос: А могут сверху взять и поменять нам мышление?
Ответ: Сверху всё могут. "Сверху" – я не имею в виду правительство.
Вопрос: То есть высшая сила может взять и повернуть мышление?
Ответ: Да.
Вопрос: В каком случае она сделает это?
Ответ: Я не могу этого утверждать, но мне кажется, тогда, когда мы полностью разочаруемся в том, что имеем.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 01.09.2022
Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.
Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.
Если нет - зарегистрируйтесь.