С чем надо смириться, а с чем – нет
Реплика: Персидская пословица звучит так: "Терпение – это дерево, корни которого горькие, а плоды очень сладкие".
Ответ: В общем, да.
Вопрос: Вопрос такой: если терпение – это и есть ствол дерева, тогда что это в жизни человека?
Ответ: Это смирение.
В общем, для обычного человека это смирение. Для каббалиста это смирение в большой степени! Потому что он получает всякие внутренние напряжения, подталкивания. И для него главное – пригнуть голову.
Вопрос: То есть принять их? Это называется "смирение"?
Ответ: Да, потому что они исходят от Творца. Он воспринимает правильно все, что приходит к нему, распределяет это все, определяет, что это приходит от Творца, и склоняет голову.
Вопрос: А для обычного человека что означает смирение?
Ответ: И для обычного человека тоже. Но он не устроен так, чтобы на этом подниматься как каббалист.
Каббалист поднимается над ударами в своем смирении. А простой человек просто смиряется, чтобы меньше страдать. Что он может сделать?
Вопрос: И его задача – смириться?
Ответ: Задача любого человека не просто смириться, а сблизиться с Творцом. Смирение к этому ведет.
Вопрос: Еще один вопрос: "К чему человек должен воспитывать в себе терпение, а к чему должен быть нетерпелив?"
Ответ: Терпение должно быть практически ко всему, кроме личного эгоистического давления. Я бы так сказал. То есть он должен быть нетерпелив к своему эгоизму. А ко всему остальному максимум терпения.
Вопрос: То есть он должен быть терпелив к другим людям?
Ответ: Во всем!
Вопрос: А к себе нетерпелив?
Ответ: Да.
Вопрос: Почему корни в данном случае горькие по этой пословице? Так ли это с точки зрения каббалы?
Ответ: Корень – он вообще-то горький, а плоды сладкие.
Вопрос: Почему?
Ответ: Потому что начинается все с корней. И пока не узнаешь, не увидишь, не познакомишься, не примешь их на себя, с помощью них не вырастишь ствол, не достигнешь плода, то, конечно, это все горько.
Реплика: То есть ствол растет из горьких-горьких корней.
Ответ: Да, и сам ствол тоже не очень приятный.
Вопрос: Что это такое, когда из горького вырастает сладкое? Это мое отношение к тому, что со мной происходит?
Ответ: Нет, это раскрытие цели творения, которое постепенно-постепенно проявляется в такой последовательной цепочке событий, когда, в принципе, все считается горьким. Как младенец, который рождается и плачет, а затем через свое осознание, через согласие, через поддержку, через одобрение действия Творца, через сближение и связь, и слияние с Творцом приходит к сладкому плоду.
Вопрос: И итог, квинтэссенция этой пословицы: чем должно быть дерево и что оно олицетворяет по каббале?
Ответ: Дерево – это Древо жизни. Это то, с чего начинает человек свой путь на земле, и как он должен его закончить.
Вопрос: То есть человека олицетворяют с деревом?
Ответ: Да. Человек – это дерево, которое растет, развивается с помощью всевозможных, возможно, горьких, неприятных ощущений, неизвестно, ни как и ни что, находится на уровне неживом, земля, а затем постепенно вырастает и рождает плод, который уже достигает своего созревания.
Это очень непросто, мы это обычно изучаем на уроках на праздник Нового года деревьев, "Ту би-Шват" на иврите. И там мы все это проходим.
Вопрос: А что такое сладкий плод, к которому должно прийти дерево, то есть человек?
Ответ: Он олицетворяет собой плод райского сада. Рай – проявление Творца…
Вопрос: То есть человек достигает рая?
Ответ: Да. Когда Творец уже проявляется в каком-то виде перед ним, он уже видит это поле, в котором проявляется Творец перед ним, и затем дерево и плоды его.
Вопрос: И тогда он как бы дает плод?
Ответ: Да.
Вопрос: Что такое плод?
Ответ: Плод – это постижение высшей мудрости, вечности, совершенства и полнейшей связи с Творцом.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 04.08.2022
Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.
Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.
Если нет - зарегистрируйтесь.