Не давай другим решать за себя
Вопрос: Есть такая притча. Ученик спросил мастера: "Ты говорил, что если я познаю, кто я, то стану мудрым. Но как это сделать?" Учитель ответил: "Для начала забери у людей право решать, кто ты.
Один тебе скажет, что ты плохой, ты поверишь ему и расстроишься. Другой тебе скажет, что ты хороший, ты обрадуешься. Тебя хвалят или ругают, верят в тебя или предают, пока у них есть право решать, кто ты, тебе не найти себя. Забери у них это право и у меня тоже".
Вопрос: возможно ли быть свободным от чужого мнения?
Ответ: Когда я вижу, как другие судят о мире, обо мне, о моем Учителе, о моей науке, то меня это во многом, конечно, огорчает. Но в принципе, это ненамного и ненадолго. И я нахожу этому совершенно здравый ответ.
Вопрос: Это вас не перенаправляет, чтобы что-то изменить?
Ответ: Нет, ни в коем случае! Такого уже давно нет!
Реплика: Это значит, что они вас уже изменить не могут.
Ответ: Никто.
Вопрос: Объясните человеку, которого тревожит, что его могут изменить любые мнения. Как умудриться держаться и не попадаться ни в какие ловушки, критики и так далее, а идти и идти?
Ответ: Это дается, может быть, годами. Но я это принял на себя много лет назад, и потом меня это уже не беспокоило.
Вопрос: То есть вы ухватились за цель, за учителя и всё? Вас уже было не оторвать никакими способами?
Ответ: Никакими.
Вопрос: То есть на самом деле человеку надо за что-то хорошо ухватиться и держать?
Ответ: Да. И держать, конечно.
Вопрос: Даже если приходят сомнения?
Ответ: Это все приходит специально, чтобы человек держал.
Реплика: А возможно найти себя без влияния других? Все-таки у вас был учитель, все-таки было влияние.
Ответ: Без влияния учителя на меня я никто!
Вопрос: Но вы и искали того, кто будет на вас влиять. А как определить вообще, что это именно то влияние, которое я ищу?
Ответ: Будучи с ним первые годы, я все равно ездил, ходил, посещал другие места и пытался выяснить, что же мне подходит.
Реплика: Это мы говорим сейчас о вас на самом деле.
Ответ: Да, обо мне и моем Учителе! И я с ним об этом говорил: "А как мне узнать, что ты настоящий? За эти несколько тысяч лет, которые существует каббала, сколько было таких? И где они, где их ученики, и что случилось? Он говорит: "Я не знаю".
Вопрос: Это называется "помощь учителя" – вот так ответить: "Я не знаю"?
Ответ: Да. Ты должен сам проверять.
Вопрос: То есть он не идет доказывать что-то, он говорит: "Сам проверяй"?
Ответ: Конечно.
Реплика: То есть его влияние на вас было такое: ты смотри, подходит тебе или нет.
Ответ: Вот мы садимся, будем читать, разговаривать, но не выяснять ничего личного.
Вопрос: Личного – это означает твое это место или не твое?
Ответ: Да.
Вопрос: То есть эти выяснения длятся достаточно долго у человека?
Ответ: Ты постепенно-постепенно все больше и больше ухватываешься, и отпускаешь, и падаешь, и поднимаешься, и хватаешься. И так идешь вперед.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 31.08.2023
Подняться выше влияния общества
Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.
Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.
Если нет - зарегистрируйтесь.