Плоды Древа познания
Рабаш, "Даргот Сулам", статья 903, "Ту би-шват": Творец желает, чтобы у человека, который выполняет заповедь, являющуюся плодом, дерево и плод были одинаковы на вкус, то есть, чтобы его намерение тоже было "лишма" – ради отдачи.
В нашей работе мы должны пройти несколько этапов. Прежде всего, надо опуститься на ступень, о которой сказано: "Я создал злое начало". Здесь человек начинает знакомиться со своей природой и видит, насколько он дурен, т.е. противоположен добру.
Добро – это свет, свойство отдачи. Где же мне увидеть свойство отдачи, чтобы измерить себя в сравнении с ним и определить, в каком зле я пребываю? Где это зло и где Творец, создавший злое начало? Я должен постичь Творца, который создал во мне злое начало, а напротив этого должна быть Тора как приправа.
Ведь не может быть тьмы без света и света без тьмы. Мы ничего не постигаем само по себе – но только в сравнении с противоположностью. И потому лишь в мере своих добрых дел человек постигает заложенную в нем дурную природу. Только так мы можем постичь зло.
Так что грешники, о которых говорит Тора, – это люди особые и великие. Ступень грешника – очень высокая ступень. Человек работает относительно добра, стараясь преодолеть зло в себе и достичь блага. Тогда он познаёт зло, раскрывает грех Адама и вступает в процесс исправления. Таким образом, раскрытие зла является частью этого процесса.
И лишь затем, постигнув зло, человек начинает проверять, одинаковы ли "дерево" и "плод", устремлены ли они в одном направлении, к отдаче. Ведь "плоды" – это отдача, а не самонаполнение. Человек старается быть выше своего эгоизма, определяя его как зло, над которым необходимо подняться. Снова и снова он обнаруживает, что хочет и может наслаждаться, и определяет для себя, что это – "египетская казнь". Он готов на всё, кроме самонаслаждения.
Тогда он поднимается над всеми возможностями насладиться и приходит к настоящим плодам – к отдаче. Наслаждение от отдачи – вот что такое плод Древа познания. Это вера выше знания – вера, выросшая на Древе познания.
Только так человек растет: поднимаясь над злом, над раскрывающимся в нем свойством получения, и ни под каким видом не желая использовать его. И тогда в нем произрастают плоды.
Это и символизирует Ту би-шват, "Новый год деревьев". Почему деревьев, а не плодов? Потому что человек пока обретает свойство отдачи, а затем ему еще нужно будет научиться получать ради отдачи.
На духовном пути мы раз за разом обнаруживаем в себе неправильные формы. Как пишет Бааль Сулам в "Предисловии к ТЭС", лишь те, чья мера терпения выстояла, удостаиваются войти в царский чертог, в тот "сад", посреди которого стоит Древо познания.
Ключевая погрешность в вычислении
Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.
Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.
Если нет - зарегистрируйтесь.