Стыд как средство исправления
Бааль Сулам, "Дарование Торы": Один богач привел к себе человека с рынка. Он кормил и поил его, он каждый день дарил ему золото, серебро и драгоценности, раз за разом преумножая свои дары.
Наконец, спросил богач: "Скажи мне, исполнились ли уже все твои желания?" И ответил ему бедняк: "Пока еще не исполнились все мои желания. Ведь как было бы здорово, если бы всё это имущество и все драгоценности я заработал своим трудом, подобно тебе, вместо того чтобы получать милостыню из твоих рук".
И сказал ему богач: "Если так, то не сотворен еще человек, способный удовлетворить твои желания".
Творец намеренно создал творение так, чтобы оно ощущало дискомфорт и в итоге не смогло получать никакое наполнение в своем желании. Этот дискомфорт будет побуждать творение к исправлению – до такой степени, что оно не успокоится, пока не достигнет такой же меры отдачи Творцу, в какой Творец совершает отдачу ему. Творение больше не сможет просто получать, поскольку тем самым оно словно пренебрегает Дающим, Его любовью и отдачей.
Любовь Дающего абсолютна, Его отдача совершенна и лишена всякого намерения вызвать в творении этот стыд. Мы чувствуем, что он исходит с нашей стороны, из получающего желания. В своем ощущении мы не относим это желание к Творцу, а потому и пробуждающийся в нем стыд тоже не "списываем" на Творца.
"Постойте, но ведь нет никого, кроме Него. Творец управляет всем".
Верно, но здесь встает вопрос о принадлежности. Если я считаю себя существующим, то отношу на свой счет получающее желание и стыд в нем. Если же я не считаю себя существующим, то могу отнести желание и стыд на счет Творца.
Других вариантов нет, я не могу ощущать свое существование и в то же время приписывать его Творцу: "Это Он сделал!" Имеется ли во мне точка собственного бытия? Если нет, то и говорить не о ком. Если да, то именно я желаю и я стыжусь.
Таким образом, стыд – это тот рычаг, то средство, благодаря которому мы обретаем все исправления. Что же он такое? Стыд – это различие между получающим и Дающим, ощущаемое в получающем. Иными словами, этого стыда еще нужно достичь.
И потому в разделе "Внутреннее созерцание" первой части ТЭС Бааль Сулам приводит слова рабби Эльазара о том, что стыд уготован лишь высоким душам. Они постигают Творца, Его отношение к нам – и отсюда постигают стыд. Чем дальше мы продвигаемся в постижении Творца, тем сильнее ощущаем стыд, представляющий собой средство исправления.
Без стыда мне нечего исправлять. Точно так же бесполезно укорять кота, съевшего сметану. Стыдиться и краснеть может только человек, поскольку в нем заложен этот корень – но никак не животный уровень. Соответственно, на человеческом уровне всё зависит от того, насколько я понимаю и чувствую себя вором – тем, кто получает ради получения, не считаясь с хозяином, с Дающим.
Здесь кроются тонкие моменты: если я хочу совершать отдачу, мне необходимо ощущать Дающего, чувствовать, как много Он хочет мне дать. Без этого у меня не будет стыда, т.е. ощущения, как много я должен дать Ему в ответ. Тогда между нами не возникнет подобие, я не буду знать, как вести себя и чего Он хочет от меня на самом деле.
Иными словами, без раскрытия Творца творению невозможно выполнить ни одну заповедь, ни одно действие по отдаче. Если передо мной нет образа Дающего, мне просто не с чем сравнивать.
Я словно бедняк из примера Бааль Сулама, а передо мной стоит богач. Он любит меня, он дает мне всё и готов на всё ради меня – даже на то, чтобы остаться бедняком, сделав меня богатым. Но я должен ощутить его, ощутить его отношение, а напротив этого – себя и свое отношение. И понять: я не в силах вернуть ему любовь.
Проблема тут не в наполнении, не в том, чтó он мне дает. Иначе достаточно было бы просто перестать принимать его дары. Более того, даже если бы я захотел отплатить ему – что можно дать обладателю несметных сокровищ? Что можно дать Творцу?
Дело тут в Его отношении, в бескорыстной любви, на которую я неспособен. Этого-то я и стыжусь.
Таким образом, стыд – это причина, по которой в творении возникают сосуды отдачи, намерение на отдачу.
Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.
Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.
Если нет - зарегистрируйтесь.