Не стыдись самого себя
Вопрос: Современный человек имеет за плечами богатый опыт различных ограничений: ему мешали выражать свои чувства, выхолащивали их и т.д. Поэтому его стандартная реакция на предложение чего-то нового – отрицательная. Поначалу в человеке всегда происходит борьба между интересом к чему-то новому и страхом перед ним. Как заинтересовать человека, несмотря на его страх и сопротивление?
Ответ: Начиная рассказывать о человеке, его физиологии, психологии, социологии, взаимоотношениях в семье и т.д. – мы должны это делать объективно, беспредметно, не относительно самого человека. И только потом постепенно включать примеры: вот мужчина, женщина, дети, вот человек сам по себе, так-то и так-то реагирует на себя, состоит из таких-то и таких-то картин видения, восприятия и так далее. То есть мы начинаем говорить о неком абстрактном объекте, и постепенно приближаем этот объект к нему. В таком виде, я считаю, мы не столкнемся с проблемой.
Дело в том, что современный человек этого ничего не знает. Мы скрываем свою природу, нам стыдно перед самими собой, стыдно перед другими, мы боимся проявить какую-то слабость, поскольку думаем, что этим могут воспользоваться другие. Я должен демонстрировать, что я как стена стою на своих незыблемых позициях, которых у меня вообще нет.
Когда мы постепенно раскрываем, что же такое человек, общество, природа в глобальном, общем виде, то постепенно привыкаем к тому, что мы такие, какими созданы – это не я, и всё во мне работает независимо от меня.
А что же такое "я"? Я – это только тот, кто может исследовать, что же в нем сотворено природой.
Как врачи, которые не стесняются друг друга и пациентов, или психологи, которые могут, не стесняясь, выражать и свои, и чужие чувства, понимая, что все это – объективная реальность, и мы такие, какие есть – так и мы должны привести человека к такому состоянию.
Всё должно базироваться именно на том, что следующая ступень нашего развития – это полная интеграция всех во всём, когда все части природы включаются в человека, человек в них, люди друг в друга, и мы представляем вместе с природой одно органическое целое.
В таком случае здесь нет ничего такого, что я должен скрывать, стесняться, пытаться скрыть от других. Я должен в итоге достичь такого состояния, когда обязан, наоборот, полностью раскрыться и быть со всеми связан. Как младенец, который лежит на руках матери, – он никто и ничто, а она всё внимание сосредотачивает на нем, и нет у него относительно матери, с точки зрения природы, каких-то преград, границ, экранов, - наоборот, существует абсолютно полная связь. Так и мы должны в итоге нашего интегрального образования и воспитания достичь в будущем такой связи.
Поэтому наше течение в обучении, в восприятии этих курсов, в их построении и взаимном соединении, (когда начинается один курс и заканчивается другой или несколько идут параллельно), надо выстраивать именно в такой зависимости – по временной оси. Курсы должны дополнять друг друга и следовать либо один за другим, либо накладываться друг на друга, чтобы у людей постепенно возникало правильное отношение к себе, к другим учащимся в группе и в целом к миру.
Из беседы об интегральном воспитании, 13.12.2011
Чувства, уравновешенные знанием
Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.
Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.
Если нет - зарегистрируйтесь.