В одной "клетке" с учениками
Вопрос: В начале ХХ века, в частности в России, проводилась акция по ликвидации безграмотности. То, что сейчас кажется естественным, тогда воспринималось в штыки. Многие люди отказывались отдавать детей в школы и не желали учиться сами, потому что считали это пустой тратой времени. Сейчас может возникнуть такая же ситуация, когда интегральное образование, которое мы предлагаем, будет восприниматься как нечто бесполезное, ненужное. Как преодолеть это сопротивление?
Ответ: Я думаю, что сегодня большое число педагогов, психологов, социологов понимают назревшую проблему, только не знают, как с ней бороться. Значит, надо как можно шире выходить к ним с объяснениями.
Преподаватели сопереживают с учениками, даже более того, они подчас страдают больше, чем ученики. Ведь они вынуждены находиться под постоянным, негативным прессом детей, звериный эгоизм которых, не ограниченный никакими рамками, направлен против учителей. Каждый ученик старается показать перед ними свою самостоятельность и стремление к самоутверждению.
Я думаю, здесь необходима небольшая работа с профессорско-преподавательским и воспитательским составом, который бы разглядел в новой методике пусть даже только собственную выгоду, позволяющую нормально работать с детьми.
Сегодня работа преподавателя – это довольно сложная, серьезная и, я бы сказал, рискованная профессия. Человек подвергается такому прессингу, такому моральному давлению, что эту работу можно назвать "вредной". 45 минут пребывания в классе вместе с детьми – это большие переживания и огромное напряжение для учителя.
Нам надо вместе с педагогами составить для них такое методическое пособие, чтобы преподаватели поняли, что, в первую очередь, мы заботимся об атмосфере в классе, даже не меняя пока сам класс.
Ученики еще не могут привыкнуть к интегральному обсуждению, потому что сейчас невозможно ни с кем ничего обсуждать - это будут взаимные крики, затычки, ругань, мат и вообще неизвестно что. А так преподаватель их усаживает, каким-то образом держит, как-то поневоле усмиряет. Они, несчастные, сидят, так серьезно упакованные, каждый за своим местом, и ждут, когда это закончится.
Здесь должен быть плавный, гладкий переход. Думаю, что преподаватели постепенно с этим согласятся. Они уже видят, что нынешняя система - не та, которая имеет право на существование в следующем поколении.
Из беседы об интегральном воспитании, 13.12.2011
Пропаганда идеи интегрального образования
Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.
Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.
Если нет - зарегистрируйтесь.