Сюрпризы хорошей конкуренции
Вопрос: Выступаете ли вы против конкуренции?
Ответ: Я за такую конкуренцию, которая ведет нас к счастью.
Есть зависть хорошая и зависть плохая. Хорошая зависть, по сути, тоже основана на конкуренции, но я конкурирую с тобой в отдаче обществу. Я хочу нести обществу столько же блага, сколько и ты. Такая конкуренция конструктивна, она находится в равновесии с Природой, с целью.
Глядя на другого, я учусь у него – учусь посредством зависти: он велик, а я мал, он преуспевает, а я нет. Важно то, каким его качествам я завидую. Если эти качества несут ему и миру равновесие и успокоение, если они продвигают нас к общей цели, то это хорошая зависть и хорошая конкуренция. Мы должны поощрять их всеми средствами: медалями, призами, репортажами в СМИ. Такого человека надо выводить под свет софитов – пускай видят хороший пример.
Если же, соревнуясь, мы не движемся к добру, а еще глубже погружаемся в беды и проблемы и отдаляемся от цели, то это плохая зависть и плохая конкуренция.
Всё оценивается по конечной цели. Другого выхода у нас нет, ведь именно этого финального сбалансированного состояния мы и обязаны достичь. По природе, по процессам, текущим на неживом, растительном и животном уровне, мы видим, чтó с нами происходит.
Вопрос: Если я правильно понимаю, конкуренция укоренена в нас изначально. Человек – существо социальное и потому конкурирующее.
Ответ: Верно. Таково наше начало. Само по себе оно не хорошо и не дурно – всё зависит от того, как мы его используем.
Вопрос: Можно ли подробнее остановиться на правильном его применении? Что представляет собой хорошая конкуренция?
Ответ: Сказано: "Зависть, страсть и честолюбие выводят человека из мира". Говоря иначе, если я хочу двинуться дальше из того состояния, в котором нахожусь сейчас, если хочу стать еще полезнее себе, окружению и всему миру, то должен использовать зависть, страсть и честолюбие. Но использовать так, чтобы в этом участвовал мой разум, придавая мне верное направление.
Во всех моих наклонностях заложена возможность позитивного и негативного использования. И разум должен устремлять меня к добру, прочь от зла. Для того он и дан человеку. Поэтому Платон и Аристотель предупредили, что передавать человеку научные знания надо в мере его разумения и честности, поскольку тогда и только тогда он будет правильно их применять.
Допустим, мы с тобой вместе идем в спортзал. Я тяну тебя, а ты – меня, мы участвуем там в различных тренировках. Я вижу, как ты здоровеешь на глазах, и завидую тебе – что помогает мне тоже включиться в процесс. Это – хорошая зависть. Может быть, мне будет приятно, если ты достигнешь чуть меньших успехов, чем я. Возможно, я хочу быть здоровее, сильнее тебя. И все-таки, в конечном счете, нельзя сказать, что этот процесс плох. В нем есть элемент конкуренции, поскольку я сравниваю себя с тобой, но происходит это в целях общего развития. Да, это эгоистично. Да, меня влекут зависть, страсть и честолюбие. Да, я хочу быть как ты и даже немного лучше, но в целом это идет мне на пользу.
Однако между нами может быть и другая конкуренция, когда мне плохо при взгляде на твои успехи, которые для меня недоступны. Зачем мне нужен перед глазами такой ранящий пример? Он вроде бы хороший, а на самом деле плохой. Допустим, ты купил Кадиллак, о котором я могу только мечтать. В ответ я взрываю его ночью и наслаждаюсь содеянным. Теперь у тебя не просто нет Кадиллака – ты потерял вещь, которая стоила тебе больших денег. "Вот здорово!" Такое отношение может обращаться на кого угодно.
Что же такое "хорошая конкуренция"? Это такая конкуренция, которая полезна лишь обоим вместе и ни одному из нас по отдельности. В итоге мы связаны друг с другом и не можем добиться успеха поодиночке. Мы – партнеры.
К примеру, мы создаем общий бизнес: ты даешь деньги, а я – знания. Теперь мы партнеры: ты мне нужен, ты мне дорог, ведь без тебя я не заработал бы ни копейки. Как хорошо, что мы действуем сообща.
Есть ли здесь место для ненависти? Разумеется, есть: "А почему бы мне не иметь и деньги, и знания? Почему только знания? А не убить ли мне тебя каким-нибудь хитроумным способом, чтобы весь бизнес перешел ко мне?" Выходит, даже если мы зависим друг от друга, всегда возможен расчет на то, что без тебя мне будет лучше.
Есть только один вид конкуренции, при котором мы зависим друг от друга и не можем противостоять друг другу, потому что становимся единым целым. И это – конкуренция в любви, в отдаче друг другу. Тогда между нами нет яблока раздора – никаких товаров на покупку или продажу. Мы сами и есть желанный результат нашего соревнования – двое как один. И этот один не делится надвое. Никто не вместо кого, никто не выше и не ниже – мы едины. И единство это проистекает лишь из нашего взаимовключения, т.е. объединения во всех свойствах, во всем, чем мы восполняем друг друга. Никто из нас не может быть один и не в силах преуспевать по-своему. Нам не обойтись без взаимной любви – или, по крайней мере, без взаимного поручительства, как подготовки к ней.
Так мы приходим к единственно возможному решению, очень необычному. И что бы ты ни пробовал помимо этого, всегда дело будет кончаться эгоистическим применением твоих начал. Только на этих условиях мы можем вести конкуренцию, задействовать зависть, страсть и честолюбие, ненависть и любовь вместе, что бы то ни было – и всё будет взаимно восполняться.
Мы с тобой объединяемся, исправляем себя и нашу взаимосвязь, пока вместе не раскроем в ней любовь, как результат нашего единства. Здесь требуется большая работа, пропущенная через разум. Мы выравниваем свою материальную жизнь "по линейке": каждый получает столько, сколько нужно его телу. Поверх этого мы выявляем всё свое зло, лежащее на человеческой ступени, и над ним развиваем всю нашу науку, всю мудрость и разумение с высшей человеческой ступени.
С одной стороны, мы ведем обычную телесную жизнь, а с другой стороны, преображаем свое постоянно раскрывающееся злое начало, обращаем его в доброе начало, вплоть до любви. В этом – предназначение человека.
Работа велика, и нам ее не завершить. Она только кажется простой. Вся наша жизнь дана нам для того, чтобы, максимум, несколько часов в день мы обеспечивали физические нужды, а всё остальное время посвящали лишь исправлению злого начала, чтобы прийти к доброму началу. И тем самым мы раскрываем совершенство, кроющееся в Природе.
Из 10-й беседы о новой жизни, 08.01.2012
Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.
Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.
Если нет - зарегистрируйтесь.