Перевоспитание лидера
Вопрос: Как правило, лидеры очень агрессивны по отношению к другим людям. Они точечно бьют в больные места, а когда получают обратную связь, обижаются и тут же уходят. И так – каждый раз.
Ответ: Если эти люди еще не слышат о необходимости интеграции с остальными и поэтому продолжают так себя вести, надо им дать какой-то "отстойник". То есть они могут в течение многих месяцев слушать, записывать, конспектировать, составлять графики, таблицы. Они рассуждают и обсуждают все чисто технически.
Из своих исследований они могут сделать докторскую диссертацию, но внутрь себя "вогнать" все это пока не могут, не могут применить это на практике. Они должны быть пока где-то сбоку от практической группы, которая уже может начинать реализовывать эту методику, систему интегрирования. А им нужно дать возможность работать над материалом, что мы обычно и делаем.
В каждой группе есть такие люди – с этим надо согласиться. Они созданы такими природой. Обычно я поручаю им работу над материалом.
И они работают над ним много месяцев. Они копаются, выдумывают, сопоставляют, ищут интересные отрывки по примерам, по каким-то сценкам, делают систематизацию – в общем, выполняют любую работу, связанную с материалом. Они занимаются подготовкой отчетов, потому что при этом мы выходим в мир, изучая какие-то объекты вне нас: предприятия, всевозможные общественные движения.
Работая над этим материалом, они вынуждены писать о связи между всеми внешними случаями, которые они наблюдают, или теми случаями, которые они наблюдают в группе. Мы даем им на просмотр видеозапись группы, когда она обсуждает свои пока еще нереализованные интегральные связи, когда видны все помехи, перекосы, разногласия между людьми. Они это все обрабатывают, обсуждают, делают выводы и т.д. Такая работа с материалом их постепенно изменяет.
Как правило, это люди, с огромным эгоизмом, с повышенным чувством стыда (мы понимаем, что эгоизм и стыд – это одно и то же), с повышенным требованием к другим, не умеющие видеть себя со стороны. В общем-то, это очень сильные люди, но практически с полным отсутствием объективного взгляда на себя со стороны. В них просто отсутствует эта часть от природы. Но она должна постепенно в них сформироваться именно под воздействием этого материала.
Они работают с материалом, изучают, систематизируют, затем приносят его нам, и преподаватель-воспитатель проверяет это. Из этих людей – обычно их собирается достаточное количество – мы формируем отдельную группу и начинаем с ними работать: показываем им однотипный материал, по которому они проводят работу, а потом переходим к обсуждению.
И тут проявляются всевозможные нюансы, когда они сами начинают понимать, чего же им не хватает, чтобы быть внутри группы, приблизиться к ней, быть не просто независимыми судьями, когда они считают себя выше других (они сразу же ставят себя на уровень воспитателей!). Они постепенно приходят к осознанию того, что они хуже, ниже всех тех, кто находится в группе, потому что эти люди уже начинают ощущать потребность в интеграции, начинают видеть, угадывать разницу между собой, а они – нет. Они могут видеть со стороны только других, но не себя. Это – работа.
Но, опять-таки, если в группе есть такие люди, – обычно их немного, – то это могут быть будущие лидеры, потому что с той огромной эгоистической подпиткой, которая в них есть, они могут идти далеко.
Но путь их долог. Они не сразу входят в интегральное взаимодействие. Иногда уходят годы на то, чтобы они начали ощущать необходимость в группе, необходимость подставить себя под ее воздействие, ведь иначе они не обретут свою новую интегральную жизнь на следующем уровне "Человек", а будут всего лишь механизмом, который наблюдает со стороны, но сам не меняется. А ведь вся методика заключается в изменении самого человека. И это в них постепенно возникает.
Но и относительно них запрещено какое бы ни было насилие. Осознание собственной природы должно пройти через человека и произойти в нем самом лично, без понукания, только лишь под влиянием, под воздействием этих "намеков", когда вы даете ему материал, и материал над ним работает.
Таких людей мы выделяем, мы их поощряем: мол, вот вы какие особенные.
Группу все-таки надо строить более-менее однородную, а их мы должны выделить в отдельную систему, чтобы они не мешали остальным.
Можно сделать их своими помощниками, но остерегаться, чтобы гордость, которая сразу же в них заговорит, не слишком задерживала их развитие. Мы должны просто во многом молчать и ждать, пока они начнут меняться.
Из 10-й беседы об интегральном воспитании, 16.12.2011
Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.
Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.
Если нет - зарегистрируйтесь.