Зачем изучать прошлое?
Вопрос: Курс эволюции эгоизма человека можно изучать на примере четырех этапов развития природы. Должны ли мы рассматривать другие предметы в таком эволюционном контексте?
Ответ: Нет. Эволюция, история с точки зрения развития эгоизма – это исторические формы и формации, которые постепенно накапливаются и меняются именно благодаря эгоизму, причем меняются внезапно, рывком.
Один вид общественной деятельности, взаимоотношений, техники, технологии сменяется в течение нескольких лет или нескольких десятков лет – на другой, ведь одно обязывает другое. Изменились общественные отношения, значит, появились почта, телеграф, телефон, нотариусы, взаимодействие парламента и прочее. То есть все меняется на целом уровне, на целом пласте человеческих взаимоотношений.
Мы проходим не просто историю, а социальное, политическое, экономическое, общественное, технологическое развитие, орудия труда и производства, сельское хозяйство. Потому что от сельского хозяйства зависит миграция, от этого зависит демография, от того – что-то еще. В общем, все настолько взаимосвязано!
Причем с этим увязываются еще и фазы: ледниковый, малый ледниковый период, период расцвета и т.д. Мы увязываем с этим экологию, включая климат. Мы видим, что это все – одна целая система.
Вопрос: Зачем человеку нужно ощущать эти этапы?
Ответ: Если я не знаю того, что было вчера, я не могу думать правильно назавтра. Я должен видеть всю огромную систему, которая все время двигалась и довела нас до сегодняшнего состояния. И хотя она продолжает двигать нашим неживым, растительным и животным состояниями, но вместе с тем оставляет нам, как свободу воли, четвертый уровень развития, потому что мы должны его дополнить сами.
Получается, что я уже могу делать какие-то аппроксимации, я уже вижу, что мы будем двигаться дальше. Но если я не добавлю своего личного участия свободным выбором, правильным взаимодействием с остальными, правильной добровольной перестройкой себя и общества, заранее, до получения ударов сзади, – если я этого не добавлю, то тогда мои неживая, растительная и животная составляющие грубо толкнут меня вперед и вызовут во мне соответствующие действия. Это могут быть и ужасные болезни, и землетрясение, и революционные потрясения и т.д.
У нас еще нет четкого взгляда на этот процесс, поскольку пока не накоплен необходимый эмпирический материал. Но мы уже можем примерно предположить, какие будем испытывать виды ударов, понуканий сзади, так сказать, "палкой к счастью", если не предвосхитим это нашим объединением, взаимным участием, устремлением к гармонии, к единству.
Поэтому очень важно изучать прошлое.
Из 12-й беседы об интегральном воспитании, 16.12.2011
Прощание с животным уровнем развития
Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.
Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.
Если нет - зарегистрируйтесь.