Ясно обозначенная цель
Вопрос: В психологии характер человека условно разделяется на сферы, одна из которых – мотивационная. Предположим, я ставлю перед собой цель, которая мне кажется правильной и хорошей – допустим, научиться водить автомобиль. Но мотива, т.е. внутреннего удовольствия от этого у меня нет. Однако в процессе вложения усилий эта цель переворачивается и становится внутренним мотивом. Я начинаю получать удовольствие – это становится частью меня.
Система интегрального воспитания тоже построена на этом? В какой-то момент происходит переворот, и цель становится внутренним миром человека?
Ответ: Дело в том, что вы даете пример таких целей, которые изначально не кажутся человеку нужными, необходимыми.
Мы начинаем с объяснения того, что цель вынужденная. Может быть, она и нежелательна, но это – необходимо. Ничего не сделаешь – ее надо реализовать так же, как я встаю каждый день на работу, занимаюсь воспитанием детей и т.д. Вся моя жизнь состоит из необходимых дел, которые я обязан выполнять, ведь я все время кому-то что-то должен.
И здесь у нас то же самое – передо мной стоит обязательная цель, навязанная мне природой. Первый раз в истории нашего развития мы приходим к состоянию, когда видим цель заранее. Раньше такого никогда не было.
Мы свершали революции, войны, всевозможные перевороты – технологические, научные, общественные, проходили различные формации – чего только ни делали на протяжении истории, но при этом никогда не знали, какую цель ставит перед нами природа. Мы кричали на баррикадах: "Вперед!", "Свобода, равенство, братство!", но, в общем, не представляли себе, что последует за этим. Никто не мог предвидеть, что это будет так, а не иначе.
Человечество не может ничего знать заранее, оно просто подгоняется вперед вынуждающими силами природы, мотивацией (в переводе с греческого "мотив, стимул" – это острая палка, которой подгоняют животных).
Так мы и развивались, не имея перед собой конкретного образа будущего. Светлым будущим, которое мы рисовали в своем воображении, был для нас когда-то и рабовладельческий строй, и феодальный, и капиталистический, и социалистический. И все эти образы будущего оказалась призрачными.
А сейчас мы впервые явно видим картину, которую показывает нам природа – во всех наших кризисах. Мы можем эти кризисы изучить, понять, классифицировать, дифференцировать. Мы видим, как проявляются кризисы в образовании и воспитании, в семье, в болезнях и депрессиях, в финансах и экономике, в науке и культуре – везде. Мы можем их четко обрисовать.
Но мы не хотим этим заниматься, человечеству это неприятно. Мы закрываем на все глаза, потому что не видим выхода. Но с каждым днем все яснее и яснее вырисовывается то будущее, которое навязывает нам природа – глобальное, интегральное сочетание всего человечества, как одного единого целого. И в этом мы достигаем подобия природе – к этому нас ведет общий закон природы, закон подобия ей. Можно называть его энтропией, энергией - неважно как.
Поэтому в интегральном образовании с самого первого дня мы начинаем постепенно прояснять это, показывать человеку, основываясь на всевозможных выводах ученых. Совсем не обязательно приглашать ученых на встречи, поскольку у нас есть записи их выступлений, клипы и т.д. – все это уже подготовлено и действует.
Люди так устроены, что движение вперед никому не нужно, нежелательно – мы все ленивы (это наша природа) и ничего не желаем, а хотим заниматься только тем, что нам приятно. Одному приятно что-то создавать и творить, другому – греться на солнышке. Но соединяться вместе во что-то единое целое?..
Это неприятно даже тем десяти процентам альтруистов, которые рождаются такими от природы, потому что здесь имеется в виду совершенно иное сочетание людей между собой – вместе с нашим эгоизмом, во взаимодействии с ним.
Поэтому мы занимаемся чем-то совершенно нежелательным, но начинаем это делать исходя из необходимости.
Мы обсуждаем, что будет, если мы не станем этим заниматься, к чему приведет нас противостояние с природой, какие катаклизмы оно вызовет в окружающей среде. В неживой природе: землетрясения, вулканы, цунами, ураганы, общее изменение климата, вспышки на солнце и т.д. В растительном мире: мы видим, что происходит с поверхностью земли. В животном мире: исчезновение целых видов животных. И с человеком.
Сейчас мы находимся в таком состоянии, когда природа угрожает нам абсолютным голодом. Растения, животные, рыбы, птицы – все это катастрофически исчезает.
Своим неравновесием с природой мы сами делаем нашу Землю, ее поверхность, непригодной для существования всех остальных видов, потому что – мы такие, и потому что только у нас есть возможность привести все это к гармонии. Все зависит от нас.
Постепенно такое раскрытие интегральной картины приводит человека к осознанию необходимости изменения себя и общества, и после этого с таким человеком уже можно работать.
Из 13-й беседы об интегральном воспитании, 18.12.2011
Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.
Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.
Если нет - зарегистрируйтесь.