Расти в кругу друзей
Из лекции в Чили
Сегодня мы напоминаем раковую опухоль на теле, уничтожающую свое окружение. В итоге, когда ей больше нечего будет поглощать, тело умрет, и сама она – тоже. В таких же взаимоотношениях мы находимся с природой: наш эгоизм пожирает свое окружение.
Как же нам выстроить такую среду, которая сделает из нас взаимодополняющих людей? Это и есть проблема современного воспитания: как изменить человека? Ведь в принципе, нынешний кризис носит социальный, антропологический характер.
И здесь внезапно выясняется, что нас тоже не научили быть людьми с большой буквы. Все мы окончили школы, в которых изучали различные предметы. Годами учителя вели перед нами фронтальные беседы, а потом требовали хороших оценок на контрольных и экзаменах. Нас не учили поддерживать правильные, дифференцированные отношения друг с другом, нам не привили подлинные ценности, нам не объяснили, как понимать окружающих, да и себя самих.
Я не знаком даже с азами собственной психологии. Почему я такой? Что во мне происходит? Что определяет мои решения? На чем основано мое мышление? Откуда во мне возникают новые желания? Где источник моих внутренних импульсов и побуждений? Нас этому не научили. Напротив, никто не удосуживается прививать нам способность к верной взаимосвязи, и результаты подобного "воспитания" мы наблюдаем в своей повседневной жизни.
Вот почему в последнее время получила развитие новая наука – интегральное воспитание.
Мы наблюдаем рост преступности, насилия в семье и прочих социальных недугов, которые стоят нам здоровья, денег и нервов, вызывают страхи и неуверенность. Избавившись от них, мы высвободили бы огромные силы общества, сэкономили бы миллиарды на улучшение жизни.
Так вот, интегральное воспитание говорит о том, что никогда не надо заниматься человеком лично, напрямую. А надо лишь подавать ему хорошие примеры, пускай даже без слов. Так же ребенок смотрит на взрослых, подражает им и таким образом растет. Если же поместить его среди животных, он будет им под стать. А потому надо сформировать вокруг человека правильную среду – в этом источник доброго будущего нашего общества.
Мы активно разрабатываем эту методику и после школы учим детей тому, кто такой человек, какова его психология: как он принимает решения, почему мыслит именно так о себе и других, почему одних причисляет к друзьям, а других – к врагам, и т.д. Мы учим детей сидеть в кругу, а не только за партами, и вести совместные обсуждения. Если кто-то совершает проступок, мы организуем нечто вроде суда, в котором дети поочередно играют роли судей, адвокатов, свидетелей, зрителей, присяжных.
Эта смена ролей позволяет каждому посмотреть на себя и других со стороны, "облачившись" в разных персонажей, побывав на их месте, сыграв их роль и на собственном опыте проверив, кто тут прав. Благодаря этой ролевой игре, маленький человек начинает понимать других, сознаёт, что может быть и другой взгляд на вещи. А кроме того, мы учим детей любую проблему решать сообща.
В итоге они развиваются интегрально, понимая, как налаживать связи между собой. И вот уже ребенку легко и просто поддерживать замечательные отношения со всеми. "Облачаясь" в других, он видит, что ничего не может, да и не должен делать со своим дурным началом – надо лишь приподниматься над ним в добром отношении друг к другу.
Так дети приходят в соответствие с природой: в них сосуществуют негатив и позитив – и равновесие между ними создает жизнь. Так же постоянно пульсирует сердце, так же расширяются и сокращаются легкие – всё подчинено гармонии противоположностей: минус и плюс сменяют друг друга. И потому, вместо того чтобы разрушать свой эгоизм, нам нужно правильно использовать его с помощью второй силы. Когда мы приводим их в равновесие, наша жизнь исполняется гармонии.
Таким образом, наши дети получают замечательную "добавку" к своему развитию. Благодаря этому повышаются их школьные оценки, а некоторые из них уже в 13 лет поступают в университет. Ведь интегральное воспитание распахивает в человеке такие возможности, о которых раньше он и не помышлял. Известно, что человеческий мозг использует 3-5% своего потенциала. Здесь же он внезапно повышает мощность – благодаря тому, что работает с двумя силами, уравновешивая их. Снижается насилие в классах, прекращаются жесткие раздоры, а отдельные вспышки быстро завершаются и позволяют извлечь уроки на будущее – ведь дети сразу же обсуждают их в кругу.
Что касается учителя, он не возвышается над учениками, а сидит вместе с ними – на том же уровне. Его задача – задавать обсуждения и направлять их ход. Когда-то в древнем мире так и велось обучение – в беседах и дискуссиях. Благодаря этому человек обретает творческую, созидательную силу.
Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.
Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.
Если нет - зарегистрируйтесь.