Единственный подарок Творца
Вопрос: Мы знаем, что получать наслаждение от Творца можно в мере того, насколько Он для нас важен. Выходит, даже если передо мной стена, всё зависит лишь от степени ее важности?
Ответ: И Рабаш, и Бааль Сулам приводят в пример невесту, которой достаточно лишь согласия со стороны того, кто ей важен. Тем самым он словно бы "покупает" ее.
Но ведь он ничего не заплатил, ничего не дал ей. Почему же она довольствуется этим? Потому что он велик в ее глазах.
Что получает наше желание от Творца? Совершенно ничего. Однако Он велик – и мы готовы к "свадьбе", готовы "прикипеть" к Нему сердцем и душой, в окончательном, совершенном слиянии.
Творец "покупает" тебя ничем иным, как Своей важностью. Лишь ее ты обретаешь на всем пути своего развития, и именно это наполняет тебя.
Здесь встает вопрос. Наше желание, взращенное светом, приняло в себя всю отдачу Творца. Чем же оно хочет наслаждаться? В сущности, оно хочет наслаждаться величием, и ничем иным. Мы не можем получать удовольствие от наслаждения как такового – подобное происходит только в этом мире с его мнимыми усладами, поступающими от Творца к точке "сущего из ничего". Только наслаждения этого мира доступны ей, чтобы поддерживать ее существование, пока ты не начнешь постигать величие Творца. Все духовные ступени – это осознание Его величия, которым ты наслаждаешься, если хочешь совершать Ему отдачу.
С другой стороны, злое начало, Фараон – это попытки наслаждаться напрямую, но опять-таки исключительно величием Творца. Именно оно представляет собой духовное наслаждение.
Нам кажется, что величие это нужно лишь затем, чтобы справиться со своим эгоизмом, – а затем мы будем наслаждаться ради отдачи. Но нет, вся наша работа состоит в том, чтобы возвышать Творца в своих глазах. Тем самым мы развиваем в себе новые желания, переносим акцент с прямых, эгоистических удовольствий на наслаждение Его величием – и так, по крайней мере, дотягиваемся до духовно нечистых желаний, что тоже далеко не просто.
Величие Творца пленяет нас, и очень трудно выбраться из этого плена. Ведь всё мироустройство – суть ступени лестницы. Когда некто с более высокой ступени излучает на меня хоть немного своего величия, я покоряюсь, "продаюсь на корню". Теперь он для меня – босс, властелин.
Однако я хочу действовать иначе – осознанно, осмысленно. Я хочу воспротивиться этому превосходству высшего, я не желаю быть подкупленным его важностью, величием и силой.
Таким образом, дело уже не в том, чтó я от него получаю, – борьба ведется на ступени величия. Я не хочу работать на высшего просто потому, что он велик. Ведь тем самым я просто отменяю себя естественным образом.
Вопрос: Значит, все книги каббалистов и все тысячелетия развития были посвящены лишь одному – самостоятельному осознанию важности?
Ответ: Верно. И неслучайно современный мир настолько запутан, что никто не понимает происходящего. Ведь на самом деле всё вращается вокруг одной лишь точки слияния.
Вопрос: И все-таки в этом мире у меня нет ничего до такой степени важного. Я не стараюсь искусственно возвышать что-либо в своих глазах. Неужели все миры и ступени предназначены лишь для этого?
Ответ: Они были созданы вследствие того, что свет наполнял желание и придавал ему различные формы. Так чем же Творец наполняет нас? Какое наслаждение у Него есть, если Он создал творение, желающее именно этого?
Скажу тебе больше: есть ли у Творца что-то, кроме силы отдачи? Нет. Он создал в творении механизмы восприятия и ступени именно для этой силы. И развиваемся мы лишь в том, что касается ее важности.
"Где же тогда уготованные Им для меня наслаждения? Где хозяйское угощение из знаменитого примера?"
Нет и грамма наслаждений в том виде, как ты себе представляешь. Нет никакого угощения. И хотя оно мерещится тебе, это всего лишь фантазии. В нашем мире ты довольствуешься этой ложной усладой – глотаешь яства, но не насыщаешься. Так избавься от своих иллюзий и начни различать ступени величия Дающего. Именно оно заиграет в гранях твоего восприятия, с ним будут связаны твои расчеты.
Теперь, возможно, мы поймем, чтó произошло при Первом сокращении (Цимцум алеф). Малхут приступила к нему, когда обнаружила, что является получающей по отношению к Дающему. Ей открылась пропасть между получающим и Дающим, а не между голодом и вкусным угощением. Именно величие Дающего выводит меня наружу из самого себя. Я делаю расчет не на "отраду живота", а на наслаждение Дающим. Когда проявляется Его отдача и мое получение, меня охватывает стыд, но не за кушанья, которым я наслаждаюсь, – это стыд перед Его величием в сравнении с моей низостью…
Из урока по "Предисловию к книге Зоар", 17.07.2012
Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.
Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.
Если нет - зарегистрируйтесь.