Природа плохому не научит
Вопрос: Почему мы не обучаем себя и своих детей правильному поведению в обществе?
Ответ: Прежде всего, потому, что не знаем законов общества. У каждого на этот счет свое мнение. Социальные законы, в отличие от физических, не проявляются перед нами в непреложном, абсолютном виде. Напротив, все толкуют их по-разному, и все считают себя правыми.
С природой всё просто: никто не может оспаривать справедливость законов физики или оценивать, насколько они хороши. Но социум словно окутан туманом: законы человеческого общежития, несомненно, существуют – хотя бы потому, что все мы подчиняемся внутреннему диктату заложенной в нас психологии. Однако я не знаю, чтó представляет собой человек во мне, из чего он сложен, какими душевными силами обладает, как откликается на конкретные ситуации…
Эта система очень велика, но проблема еще и в том, что я нахожусь с ней на одной ступени, я включен в нее. Неживую, растительную и животную природу я изучаю, рассматривая ее "сверху" при помощи различных приборов и научных дисциплин. Однако психологию человека, его восприятие реальности, сложный комплекс межличностных взаимоотношений можно изучать только на примерах, исходя из жизненной практики – но не в качестве проявлений общего закона. Ведь "закон" – это принцип, который я научно устанавливаю при взгляде сверху, когда вижу его действие. С другой стороны, психология, психиатрия, социология и все прочие дисциплины, относящиеся к человеческому естеству и обществу, т.е. к объединению людей, не являются точными науками.
И это представляет для нас проблему – ведь по сути, в этом аспекте мы беспомощны. Если бы мы не использовали силу социума, чтобы добавлять себе еще один компонент – воздействие окружения на человека, если бы сами не управляли этим воздействием, то не имели бы ни малейшей возможности понять, кто мы и что мы, как себя вести и что делать. Мы были бы словно маленькие, вечно бедствующие зверьки.
И выход один – понять, что нам необходимо уравновешивать негативные силы позитивными. Это единственное, чему мы можем научиться у природы. Ведь ее основной закон – равновесие. Мы изучаем его на нижних уровнях и по ним должны делать выводы о более высокой ступени. Поняв, как создается равновесие в неживой, растительной и животной природе, нам надо, в первую очередь, перенести те же принципы на человеческое общество. Мы точно не ошибемся, если установим в своих взаимоотношениях законы, которые действуют внизу.
А законы эти, даже на неживом, фундаментальном уровне, сводятся к уподоблению, к гомеостазису, к динамическому равновесию. Повсюду выравниваются между собой различные параметры: температура, давление, положительные и отрицательные заряды… Не одна сила, а именно баланс, гармония между двумя силами приводит всё к успокоению, к статическому состоянию.
Верно, мы на своей ступени далеко не статичны, мы развиваемся еще больше, чем животный уровень. Однако для начала мы, по крайней мере, можем признать необходимость поддержания постоянного равновесия между всеми силами в человеческом обществе. Пускай они меняются: негатив и позитив, сила получения и сила отдачи, которую мы способны в себе развить, – мы будем уравновешивать человека изнутри во всем, что есть в нем плохого и хорошего. И соответствующим образом он будет относиться к другим, постоянно претерпевая внутренние изменения.
Нам придется все время изучать эти механизмы, обучать себя и других тому, как пребывать в равновесии ежесекундно. И тогда человеческое общество будет развиваться добрым путем, проложенным самой природой.
Из программы "Курс поручительства", 22.11.2012
Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.
Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.
Если нет - зарегистрируйтесь.