Зародыш видит мир от края и до края
Вопрос: Читая Зоар, я все время пытаюсь понять, что мне надо соединить. Если посмотреть на пример зародыша в матке матери, то матка – цельная, а он состоит из частей, вначале – всего из нескольких клеток, а затем растет. Человек, который входит в группу, видит себя разделенным на части, как сквозь разбитую линзу? Что он должен соединить?
Ответ: В зародыше есть все – это его душа. Эта душа – совершенна и уже находится в полностью исправленном состоянии. Но мы видим не его полную меру, а меру его исправления.
Скажем, передо мной сидит огромная обезьяна. А я говорю про нее, что она совсем крохотная, потому что оцениваю меру ее разума. Вся остальная ее плоть мне неважна. Мера ее разума – маленькая, и в моих глазах обезьяна такая и есть.
Говоря о духовном зародыше, мы подразумеваем крошечную меру исправления огромного желания насладиться, и потому мы называем его зародышем. Затем мы говорим, что он достиг месячного возраста – то есть приобрел экраны на свое желание насладиться в размере одного месяца. Есть у него огромное желание насладиться, но он приобрел экраны пока лишь на маленькую область, верхний пласт этого желания. Поэтому я говорю, что этот пласт – зародыш, а все остальное еще не зародилось, оно лишь находится под сокращением и пока не вступило ни в какое развитие.
Вопрос: В чем же состоит исправление? Что я присоединяю, будучи маленькой частью огромного желания?
Ответ: Та часть, которую ты можешь присоединить к группе – или в отмене себя, или в небольшом участии, или в подлинной преданности, – означает, что ты растешь, становишься или зародышем, или маленьким, или большим.
К примеру, в нашем мире есть большое человеческое общество – семь миллиардов людей. Какая-то женщина становится беременной. Это означает, что к человеческому обществу добавился кто-то еще, но пока он находится в этом обществе как зародыш. Затем он рождается – и становится уже младенцем в человеческом обществе. Потом вырастает и становится взрослым членом общества.
То же самое мы представляем собой в группе: или зародыши, или младенцы, или члены группы, или же вообще не находимся в ней – все зависит от меры самоотмены и участия. Есть мера самоотмены, которая называется периодом зарождения (ибур), есть мера пассивного участия – период младенчества, малого состояния (катнут), и есть мера активного участия – период зрелости, большого состояния (гадлут).
Желание насладиться не исчезает, с ним ничего не делается. Мы говорим лишь о том, какие части этого желания вступают в исправление. Только это мы принимаем в расчет. Потому всегда передо мной есть это "чудовище" – огромное желание насладиться, и если в нем появляется крошечное пятнышко, которое входит в зарождение, – только о нем мы говорим, оно находится в духовном, а все остальное нам неважно. Неважно в том случае, если оно находится под сокращением и не работает ради себя, ведь не может быть в одном объекте двух противоположностей.
Вопрос: Это крошечное пятнышко – точка в сердце, зародыш души? А совершенное, исправленное желание – это группа?
Ответ: Верно. Но следует понять, когда мы становимся духовным зародышем (ибур дэ-кдуша). – Когда готовы поступиться всем и быть преданными общему телу, как будто не существуем: "Пусть делают со мной что угодно, меня не существует".
Вопрос: Но ведь вначале я не вижу все тело?
Ответ: Когда ты становишься зародышем, ты видишь свое тело, все свое желание насладиться. Поэтому написано: "Зародыш в материнских водах видит мир от края и до края", "его учат всей Торе". Желание насладиться находится перед ним, только он не использует его.
Вопрос: Мы начинаем видеть его во время чтения Зоар или ТЭС?
Ответ: Если без всех этих премудростей, о которых мы сейчас говорим, мы направляем себя на отмену перед группой, чтобы быть там как зародыш, получать напрямую все, что есть в группе относительно цели, – тем самым мы готовим себя стать духовным зародышем.
Вопрос: Что такого есть в группе, что я должен получить от нее?
Ответ: Если я начну отменять себя, то почувствую, что находится в группе, – величие цели, любовь, единение, взаимная поддержка, поручительство. Но все это присутствует "сверху вниз", и еще не находится в группе в ощущении, в раскрытии. Если я отменяю себя, то чувствую, что есть в ней в потенциале, который должен раскрыться относительно товарищей. А они еще не раскрывают это. Как в примере с рабби Йоси Бен Кисма: он знал, как отменить себя перед товарищами - своими начинающими учениками, и потому раскрывал, что есть в них свыше, хотя они еще не раскрыли этого. И так он мог раскрыть их состояния вплоть до полного исправления, поскольку в духовном нет никаких изменений. Все состояния уже существуют, и перемены происходят только относительно человека, постигающего духовное.
Вопрос: Что зависит от человека, чтобы он соединился с этим высшим состоянием?
Ответ: Все зависит от его самоотмены. Это первый этап. Продвижение – это всегда аннулирование себя, но сначала – это пассивная отмена себя, а затем все более активная, когда даже желание насладиться переходит к отдаче. И все это выражается по отношению к группе. Нет здесь никаких компромиссов. Ты можешь это реализовать, согласен на это? – Пожалуйста. Нет – лучше уйти. Иначе ты помешаешь другим – и тебе же будет хуже.
Поэтому мы должны согласиться с присутствием людей, которые не мешают, хотя это тоже дополнительный балласт в "лодке", который мы должны везти, надеясь, что они как-то пробудятся. Но если кто-то на самом деле долгое время мешает – с этим соглашаться нельзя. Особенно это касается тех, кто активно не участвует в действиях по объединению группы.
Из урока по Книге Зоар, 18.12.2012
Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.
Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.
Если нет - зарегистрируйтесь.