Новый человек – постчеловек
Обзор (М.Гофман, социолог, Колумб. ун-тет, Нью-Йорк): Общество, ставящее развитие экономики как свою главную цель, нуждается в безликом человеке, функциональной части экономики. Только машина приведет человека к свободе и счастью. Лейбниц (18 в.) утверждал, что человек – машина, как часы.
Эта идея человека-винтика развивалась до современного идеала человека-компьютера, приспособление человеческой психики к разумной логике компьютера. Считалось, что постиндустриальное общество сделает из человека механизм. Научная фантастика видела привлекательное превращение несовершенного человека в совершенную машину с атлетической фигурой Терминатора, с мощным интеллект компьютера, человек-машина, возможности которого безграничны.
Внутренний мир человека часто иррационален, а задача общества создать мир, в котором все проверяется и контролируется разумом, воспитательными и полицейскими мерами. Эмоции регулировались внешним давлением. Но это эффективно, пока в обществе существуют стабильные формы жизни и общественных отношений. Инстинкты, агрессия масс должны быть обузданы, индустрии требовался дисциплинированный работник.
Материальные ценности обогатят материальный мир человека, но его внутренний мир будет обеднен. Человека нужно не воспитывать, а дрессировать, появился психологический тренинг. Павлов показал, что дрессировать можно всех, страхом и промыванием мозгов можно сломить волю к любому сопротивлению и навязать любые нормы. Но эти методики были отторгнуты, ведь насилие вызывает сопротивление и поэтому эффективно лишь временно. Требовались инструменты не внешнего, а внутреннего самоконтроля.
Фрейд считал, что цивилизации развиваются к увеличению контраста между реальными нуждами человека и тем, что ему навязывает общество – в результате этого появляется социальный невроз. Неразрешимый конфликт между задачей общества, работать чтобы потреблять, и желанием потреблять как можно больше, никогда не может быть полностью удовлетворен. Потребитель оказывается в отчаянии от невозможности потребления всех богатств мира. Неразрешим также и конфликт между свободой и дисциплиной производства для достижения успеха. Эти неразрешимые конфликты выражаются в страхах, фобиях и депрессии.
Американская психология: человек должен принять внешнее давление общества, а если его индивидуальность сопротивляется, возникает депрессия, когда тело живет, а внутренний мир умирает.
Источник эмоционального дискомфорта – общая атмосфера общества, но большинство воспринимают свою неудовлетворенность как дефект личности, а не дефект всего строя жизни.
Состояние депрессии ранее наблюдалось только в высшем классе, потребителях материальных благ с жесткой регламентацией поведения, что приводило к неврозам. В процессе экономического развития, часть масс также превратилась в преуспевающий средний класс – и к середине ХХ века, человек уже перестал понимать себя, и стал нуждаться в помощи психолога, психоаналитика, чтобы покончить с неудовлетворенностью собой, своей жизнью.
Затем психоанализ и тренаж сменила фармакология – она проста и доступна. Лекарственная терапия утверждает, что психологические проблемы – это недостаток или переизбыток тех или иных химических элементов в организме человека. Любое асоциальное поведение – результат нарушения биохимического баланса. Прозак – химическая смирительная рубашка.
Большинство психологических проблем – это реакция на окружающую социальную среду. Но психолог убеждает клиента, что человек счастлив и психологически устойчив, если у него есть еда, дом, развлечения после работы, возможности приобретать все больше вещей.
Но почему в экономически преуспевающих странах Швеции, Швейцарии и США – самый высокий процент психических заболеваний и людей, испытывающих постоянный психологический дискомфорт? – Они не в состоянии приспособить свою психику к стандартизированной жизни, уходят от невыносимого давления в душевные болезни.
Победа технического прогресса сформировало общество глубоко несчастных людей – одиноких, вечно озабоченных, зависимых, душевно угнетенных, "живущих зря". Нервные срывы, не имеющие объективных причин – постоянно фигурируют в диалогах преуспевающих американцев. Но объективная причина есть: органика человека сопротивляется превращению в робота.
Фромм назвал человека, полностью адаптированного к среде обитания, аутистом, от слова out – вне, человек, живущий вне человеческого мира. Он лишен эмоций, разбирается в математике, машинах, в его глазах другие люди – часть машинного мира. Аутизм считается заболеванием генетическим, но почему тогда их количество возрастает: 60 лет назад была 1 на 10,000, сегодня 1 на 200? – Это социальная эпидемия, результат приспособления человека к машинному миру. Наибольшее количество аутичных детей, 1 на 50, рождается в Силиконовой долине, мировом центре компьютерной технологии, это дети компьютерных гениев.
Человек – самоадаптирующаяся машина, он, под влиянием общественных условий, вырабатывает в себе те качества, которые требует от него логика выживания в рациональном мире машин. Человека со сменой настроений, противоречивыми желаниями необходимо заменить Новым человеком. Экономическая демократия, фашизм и советский коммунизм – создавали нового человека – с упрощенным внутренним миром.
Муравейник, как прообраз рационально построенного человеческого общества, соответствует принципу технологического общества, в котором люди, как и муравьи, действуют по заданной программе. В этом мире-муравейнике человек будет чувствовать себя свободным, как животное в природе. Свободным в борьбе за выживание, за доминирующее положение в своей социальной группе, за сексуальное удовлетворение. Не более!
Можно ли сохранить эмоциональный мир человека в условиях все более возрастающей рационализации? – Только отказавшись от технического и материального прогресса. Но ведь именно рационализация, унификация производства и общественной жизни предоставили массам высокий уровень жизни, которого они были лишены в течение веков!
Реплика: В итоге мы обнаружили тупик современной цивилизации: необходимо обеспечить всех всем, что сделает их счастливыми, но при этом все должны стать роботами, что сделает их несчастными.
Решение – в разумном ограничении материального наполнения и неограниченное духовное наполнение – это создаст ощущение полного материального и душевного комфорта, но не застывшего, а постоянного устремления к неограниченному духовному наполнению.
Пределы эгоистической интеграции
Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.
Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.
Если нет - зарегистрируйтесь.