Единство определяет всё
Бааль Сулам, "Шамати", статья 66, "Дарование Торы": Дарование Торы, произошедшее у горы Синай, не означает, что Тора была вручена один раз и больше не вручается. Ничто не исчезает в духовном, ведь духовное – категория вечная и непрерывная. Но поскольку, с точки зрения Дающего, мы непригодны для получения Торы, постольку мы говорим, что ее дарование было прекращено высшим.
Однажды в истории человечества родился малыш, которого родители называли Адам. Почему именно Адам, они и сами не знали, это обусловлено высшим управлением. Малыш вырос, стал взрослым и, очевидно, задался вопросом о смысле жизни: "Почему и для чего я живу?" Тогда, где-то в возрасте 37 лет, Адаму раскрылся Творец, и он начал обучать людей, положив начало цепочке событий, которую описывает Тора: поколения до Авраама и последующие этапы развития.
В целом, мы изучаем историю, географию и духовную суть вместе. Так чему же верить? Или, точнее, как представлять себе события? Происходят ли они одновременно в духовном и в материальном? Допустим, характеризовался ли переход группы Авраама из Древнего Вавилона в ханаанскую землю аналогичным внутренним подъемом? Сопровождался ли он осознанием зла и добра, объединением? Скажем, если я крепче объединяюсь с товарищами, то выхожу из Вавилона, а если еще крепче, то вступаю в землю Ханаана. Схожу ниже по ступеням единства – оказываюсь в Египте. Объединяюсь по-другому – перехожу из Хеврона в Беэр-Шеву…
Выходит, всё измеряется по типу и мощи нашего единства. Вот о чем говорит наука каббала: дело вовсе не в этом мире, я смотрю не на него, а внутрь, зная, что там, во мне, все детали восприятия зависят от меры моего единения или разобщения с товарищами.
Но вместе с тем, говорят каббалисты, необходима также реализация на уровне материальной "ветви" – параллельно с происходящим в духовном корне. Один раз корень обязательно должен коснуться ветви – при своем первом раскрытии. Ведь раскрытие это приходит сверху вниз. И потому всё, о чем повествует Тора, в определенном смысле осуществилось и в нашем мире.
Мы знаем, что это действительно было: Первый и Второй храм, пуримская история, описанная в свитке Эстер, войны народа Исраэля и его изгнания. До наших дней сохранились могилы Йосефа и Ривки, пещера Махпела, другие святые места… Иными словами, в людях той эпохи действительно раскрывались духовные ступени, и одновременно они жили в нашем мире.
Первоначально процесс нисхождения прокатывается из мира Бесконечности до самого "дна" – что называется, от края до края. Ну а затем мы должны лишь реализовать потенциал, обретенный на ступенях праотцев, при разрушении Храма и в изгнании.
Сегодня мы пребываем в такой тьме, что не знаем даже, о каком, собственно, изгнании идет речь. Учитывая нынешний кризис, многие, скорее, чувствуют, что изгнаны из страны богатства, славы и прочих земных наслаждений. Мы опустились так низко, в такие глубины, на которых мрак скрывает саму суть изгнания из духовного мира, из свойства отдачи и любви. Для нас отдача – это, наоборот, нечто нежелательное.
И вот теперь мы должны начать подъем, причем именно внутренний. Разумеется, он повлияет и на материальный мир, однако от нас не требуется никаких внешних действий. Ведь именно духовное определяет то, какие формы мы будем принимать по отдельности и вместе, каким будет человечество и весь мир.
Итак, дарование Торы у горы Синай произошло и на духовной, и на материальной ступени. Это "не означает, что Тора была вручена один раз и больше не вручается. Ничто не исчезает в духовном". Не так обстоят дела в материальном: на горе Синай нет никакой святости, она не привлекает ни светских, ни религиозных людей. С другой стороны, "духовное – категория вечная и непрерывная. Но поскольку, с точки зрения Дающего, мы непригодны для получения Торы", не достигаем нужного уровня, "постольку мы говорим, что ее дарование было прекращено высшим".
В действительности, прерывание осуществлено не с его стороны. Вся духовная лестница по-прежнему существует, все условия сохранились, духовное вечно, и потому если ты приходишь к определенному состоянию, то получаешь Тору. Поднимешься еще выше – окажешься в пустыне, потом – в земле Исраэля и т.д. Всё это – суть ступени духовного возвышения.
Я не могу сказать, как будет меняться наш мир в соответствии с этим подъемом, однако он, безусловно, изменится. Ведь ветвь все-таки действует сообразно с корнем. И если мы изменяем корень своим подъемом и участием в нем, то, конечно же, он будет уже по-другому воздействовать на мир. И тогда мир изменится.
Из урока по статье из книги "Шамати", 10.01.2013
Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.
Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.
Если нет - зарегистрируйтесь.