Там, за горизонтом исправлений
Бааль Сулам, "Статья в завершение Книги Зоар": В нашем поколении мы удостоились полного комментария "Сулам" на всё сказанное в Книге Зоар. Он не оставляет во всем Зоаре ни одной неясности, не объяснив ее. А кроме того, его разъяснения основаны на простом здравом смысле, и любой изучающий может их понять.
Разумеется, речь идет не о "человеке с улицы", который открывает Книгу Зоар с комментарием "Сулам" – и ему уже всё ясно. Книга Зоар написана на ступени конца исправления, и случилось это лишь однажды в истории – в группе Рашби. У остальных каббалистов вообще не было возможности для такого раскрытия, и потому лишь около десяти процентов из них с трудом понимали сказанное в этой книге.
Ведь разница между ступенями здесь такая же, как, например, между растительной и животной природой, или между собакой и человеком, или между миром "линейным" и "круглым" миром – говоря иначе, между прежним миром, который до сих пор жил по простым эгоистическим законам, и новым миром, который начинает проявляться сегодня и действует согласно законам объединения. Раньше преуспевал индивидуалист, а теперь преуспевать будут те, кто объединяется.
Однако даже если мир уже начинает исправляться, если уже устремляется к концу исправления, но "линейно", по прямой, – то пускай на ней тоже есть ступени экранов и единения, все-таки это не то единство, не та интегральная система, которая свойственна окончательному исправлению. Там картина иная, и я не могу представить ее себе.
Сегодня мы рассуждаем о взаимосвязи и взаимном учете интересов, об "одном человеке с одним сердцем", о единстве Исраэля, Торы и Творца, но во что это выльется там – я не знаю. Приближаясь к состоянию подлинно интегральной системы конца исправления, отличающейся от того, что на протяжении тысячелетий постигали каббалисты путем объединения между собой, мы начинаем понимать, что там действуют законы, лежащие над духовными законами.
Это уже не просто канал связи, не "линия", не "толща" желания, покрытая экраном и отраженным светом, не светá НаРаНХаЙ, не сфирот КаХаБ-ЗОН. Там раскрываются некие новые формы связи. Возможно, например, что каждый сможет использовать экраны других.
Так или иначе, речь идет о качественном скачке, непонятном нам сегодня. И потому надо хотя бы сознавать этот разрыв, это различие.
В нашем мире все эгоисты, но на нынешнем этапе мы оказались перед условием всеобщего единения. Если бы сейчас перед нами открылась истинная картина, в которой все мы неразрывно объединены и взаимосвязаны, то стало бы ясно: я ничего не могу сделать, пока не налажу правильные отношения со всеми. Но кто обладает соответствующим разумом и чувством? У кого есть на это нервы? Кто способен объять все детали и выдержать неизбежное напряжение?
Вот и выходит, что в итоге каждый остается "в своем углу", не в силах сделать что-либо. Ведь если я завишу от тысяч людей, то, в рамках моего текущего мировосприятия, у меня просто нет никаких вариантов, и потому я останусь без движения. Мир просто остановится, замрет в неподвижности. Вот почему новое состояние проявляется постепенно и понемногу вынуждает нас к исправлениям – чтобы мы не оказались в тупике.
Так же и в духовном: мы живем и продвигаемся в духовном мире посредством экранов, взаимодействий и т.д., подобно каббалистам прошедших тысячелетий. Однако не такое состояние ждет нас в конце исправления. На пути нам раскрывается интегральная система, которую мы постепенно обретаем, но сегодня она еще не обязывает нас к той полной взаимозависимости, которая возникнет в итоге. Однако именно с той ступени, с уровня конца исправления написана Книга Зоар.
И потому, если Бааль Суламу открылась возможность создать на нее комментарий, это, прежде всего, говорит о том, что он находился на тех же ступенях, что и Рашби. Я бы даже сказал, более того, поскольку он сумел адаптировать этот комментарий для тех, кто начинает путь с уровня нашего мира, еще не встав на духовную лестницу и даже не приблизившись к концу исправления. Тем не менее, в нашем мире эти люди ощущают воздействие "круглой" системы, пускай и в материальном виде.
Бааль Сулам говорит о необходимости распространения науки каббала для всех. А значит, связь с нашим миром уже создает для человека связь с "окружностями" – через материальные "круги" глобального мира и высшие, духовные "круги" на пути исправления. Вот почему можно разглашать каббалистическую методику всем – причем именно труды, написанные с того высочайшего уровня, с той ступени.
Таким образом, кроме книг Бааль Сулама, нам больше нечего распространять. Нет других материалов, подходящих для нашего поколения, которое стоит в начале пути к окончательному исправлению. "Окружности" оттуда уже действуют и светят всем нам, всему этому миру.
Из урока по "Статье в завершение книги Зоар", 07.02.2013
Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.
Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.
Если нет - зарегистрируйтесь.