Все заповеди даны для того, чтобы исправить сердце. Под сердцем имеется в виду наше общее эгоистическое желание. Начните себя исправлять, и вы будете выполнять этим все заповеди в самом их истинном виде…
Все заповеди даны для того, чтобы исправить сердце. Под сердцем имеется в виду наше общее эгоистическое желание. Начните себя исправлять, и вы будете выполнять этим все заповеди в самом их истинном виде…
Вопрос: Вы сказали, что начиная с этого конгресса и далее Вы видите, что центр группы или костяк группы будет продвигаться от конгресса к конгрессу. Как быть в этом центре? Какие обязательства человек должен взять по отношению к себе, чтобы продвигаться? Что Вы имели в виду?
Ответ: Я думаю, что от урока к уроку, даже на этом конгрессе, вы будете получать особые задания, указания, пожелания, создающие между вами такое пространство, в котором вы будете раскрывать духовные качества, духовное поле. То, что мы будем с вами проходить, – мы будем пытаться все время держаться этого поля. Мы сейчас не будем отмечать, какой человек туда входит, а какой нет и так далее, это неверно.
Это то, что я хотел сказать. Мы будем постоянно работать только на этом духовном поле, которое сами создаем между нами. А далее будем подниматься уже по духовным ступеням.
Из урока на тему "Подготовка к конгрессу "Силой зависти достигаем лишма", 15.02.2025
Вопрос: Мы приходим в каббалу для того, чтобы изменить себя. Что меняется в человеке: мозг, сердце? Сейчас, на конгрессе, я должна поставить перед собой цель и понять, к чему я должна прислушиваться для того, чтобы через себя помочь десятке измениться. Это должно быть сердце, мозг, чувства?
Ответ: И сердце, и мозг, и чувства.
Вопрос: Но ведь чувствами я не управляю, мне их спускает Творец?
Ответ: Но то, чем вы управляете, – вы управляете через это и своими чувствами.
Вопрос: Я должна всё время об этом в десятке говорить? Я ведь не могу через себя это просто пропускать.
Ответ: Говорите.
Вопрос: Вы сказали, что Творец пробуждает согласно возможностям и готовности человека. В силах ли человека увеличивать эти возможности и готовность? И если да, то как это делается, с помощью чего?
Ответ: Это делается Творцом.
Вопрос: Когда мы говорим о системе "ахишена", это имеется в виду отдельный человек, десятка, наша группа, весь мир? Как мы подходим к этой системе, которую мы хотим раскрыть в себе и поблагодарить Творца? Где она раскрывается?
Ответ: Система эта раскрывается в каждом человеке в его желании получать и между силами души, силами сердца. И там мы должны увидеть, насколько человек находится в своих силах.
Из урока на тему "Подготовка к конгрессу "Силой зависти достигаем лишма", 15.02.2025
Творец стоит позади твоего ненавистника, врага – за ним. Если ты хочешь обратиться к Творцу, ты должен пробить каким-то образом сердце своего врага – своим отношением.
Реплика: Но это невыносимое условие.
Ответ: Это невыносимое условие – значит, будем умирать. Из века в век.
Вопрос: Вы считаете, это основное условие?
Ответ: Да! Оно должно стать таким, что я обязан видеть во всех – моих любимых людей. Более того – частичек Творца, Его посыльных, представителей.
Если я таким образом буду относиться ко всему меня окружающему, то вдруг увижу, что Творец облачен в них. Он находится в них, наполняет их, и вообще, это всё – Он. Всё!
Вопрос: Человек слышит вас, и у него все переворачивается внутри. Он говорит: "Это не просто невозможно!". Что ему делать, вот такому?
Ответ: Перевернуться – это надо. Перевернуться!
Вопрос: А здесь я тоже должен просить Творца: "Дай мне возможность перевернуться"?
Ответ: Конечно! А кто я такой? Какая-то маленькая эгоистическая частичка, которая ни на что не способна.
Вопрос: То есть я способен, только если я обращаюсь к Творцу, что я хочу перевернуться и приблизиться к моему врагу, и обнять его, и с ним вместе поднять молитву?
Ответ: Я прошу Творца, чтобы Он позволил мне это сделать, чтобы показал, научил, подтолкнул, и чтобы мой противник также захотел такого же, согласился бы со мной. Потому что я вижу и себя, и противника как действие Творца. Что Творец вот так наставляет нас друг на друга, сталкивает рогами друг с другом, натравливает.
И поэтому я прошу Творца, чтобы Он нас сблизил, раскрыл объятия вместо кулаков, и чтобы так, постепенно мы проявили свою любовь друг к другу. Вплоть до любви.
Реплика: Если бы вас услышал мир…
Ответ: Если люди захотят – в этом проблема. А Творец – Он готов на это, если люди захотят. А захотят – это зависит от страданий, которые они ощущают.
Стив Джобс: "Ваше время ограничено, не тратьте его на то, чтобы жить чужой жизнью".
Внутренняя работа начинается с нашего стремления к выходу из самого себя, к соединению. А выход из соединения измеряется тем, насколько он противоречит нашему желанию, какие силы мешают соединению и борются против него.
Эти сопротивляющиеся силы – как раз служат помощью от противного, потому что показывают человеку, где ему еще нужно приложить усилия, чтобы исправить себя.
И так он понемногу продвигается еще и еще. Пытается соединиться с ближним и отдавать – и каждый раз получает отторжение и исправление направления, трудности, отягощение сердца, осознание своей ошибки.
Но повторяясь раз за разом, это постепенно накапливается "грош к грошу - в один большой счет" и однажды приходит "расплата" – то есть ему действительно раскрывается сила отдачи, сила веры.
И главное тут – не отчаиваться! Ведь мы начинаем этот путь совершенно эгоистически (ло лишма) и думаем только о том, как нам выиграть и по крупному. Мы вообще никак не связываем это с другими людьми и не чувствуем, кто такой этот "ближний".
Это пока такие же действия, как у только что родившегося младенца, который вообще не понимает, что делает, и не чувствует, что с ним делают. Но со временем, он начинает понемногу ощущать, что-то слышать и видеть, как-то реагировать – и так растет!
Точно так же, и мы растем в духовном! Только мы обязаны прикладывать усилия в каждое мгновение своей жизни, как и ребенок, которого естественным путем подталкивает к росту природа.
И на самом деле, с человека не требуют больше того, что он способен дать. Главное – пытаться! Главное желать отдачи – хоть сколько-нибудь и как ты хочешь. И понятно, что это стремление не к настоящей отдаче – но неважно! Главное, хотеть – и из этих усилий родится подлинное желание. Словно ребенок, который хочет быть взрослым, и благодаря своим усилиям стать большим, понять, почувствовать, что-то сделать – растет.
Из урока по статье из книги "Шамати"
От каждого по способностям, каждому – бесконечность
Состояние "ло лишма" – это не обычный земной эгоизм. Находиться в "ло лишма" – значит, стараться быть в "лишма", совершать действия отдачи, и раскрыть, что пока делаешь их для самого себя.
То время, в которое я прикладываю усилия подняться над своим эгоизмом и достичь отдачи, но еще не способен на это, называется периодом "ло лишма".
Вопрос: Наверное недостаточно одного раза, чтобы перевернуть свою природу из "ло лишма" в "лишма"?
Ответ: Разумеется, это происходит не за один раз. Есть 125 ступеней, каждая из которых разделяется еще на множество состояний. Бааль Сулам говорил, что мы не понимаем насколько велико состояние "ло лишма". Оно даже еще выше, чем наше представление о состоянии "лишма".
Ведь истинное "ло лишма" означает, что я всеми силами стараюсь совершить отдачу, а в итоге мне раскрывается, что я все-таки действовал ради своего желания насладиться, эгоистической выгоды.
Вопрос: Есть ли такая структура или окружение, куда можно было бы войти, чтобы обязательным образом совершить такой переворот?
Ответ: Да, в этом и состоит роль группы.
Из урока по статье из книги "Шамати"
Пытаясь понять написанное в книге Зоар, мы начинаем запускать эту систему, вызываем на себя влияние Высшего света, он начинает контактировать с нашей внутренней частью, с нашей душой, мы поднимаемся на следующий уровень, выходим в вечность и совершенство…
Зависть – это очень сильное и важное средство в духовном продвижении. Очевидно, что и в нашем мире невозможно продвигаться, если нет зависти.
Человек смотрит на других и завидует не только людям, но даже животным: он хочет летать, как птица, и плавать, как рыба в море. Мы сначала должны увидеть пример со стороны, и тогда наш эгоизм тоже загорится приобрести такие же способности.
Чем более развит эгоизм в человеке или в народе, тем он более завистливый и способный к развитию. Зависть – это особое свойство, вынуждающее нас желать не того, чего нам действительно не хватает, а того, что мы видим у других. Она помогает нам представить, как было бы хорошо, если бы мы получили то же самое, что есть у соседа.
Я завидую тому, что есть у другого, и мне тоже начинает этого не хватать. И поэтому без зависти нет продвижения.
Очень важно использовать зависть сейчас перед большим конгрессом, ведь чтобы повысить свое желание, разжечь в себе стремление достичь высокой цели, нам надо перенять желания друг у друга и соединить вместе. Для этого необходима зависть, которая свойственна только человеку. Животным зависть почти не знакома, а тем более растениям или неживой природе.
Только на определенной ступени развития желание насладиться начинает чувствовать то, что есть у ближнего. И даже если у меня лично нет потребности иметь то же самое, что есть у другого, но видя, как тот наслаждается, мой эгоизм тоже загорается получить это и насладиться.
Обычно, чем выше развитие, тем больше способность завидовать, что помогает быстрее развиваться. Поэтому если мы видим, что нам не хватает желания для того, чтобы продвинуться к цели творения и реализовать свое предназначение в жизни, исправить свою душу, то нужно обратиться к обществу, как сказано: "Да поможет человек ближнему". Каждый может показать другим пример, которому можно позавидовать и увеличить свое ограниченное желание.
Зависть в каббале – это хорошее качество, а не злое. Поэтому каждый должен дать другим повод для зависти, за счет которой желание насладиться вырастет и позволит нам быстрее достичь высокой цели. Завидуя товарищу, я ни в коем случае не хочу принизить его, чтобы у него тоже не было того, чего у меня нет. Я рад перенять от него дополнительные желания и действия.
Зависть прежде приводила к войнам. Но нам надо научиться правильно пользоваться завистью, чтобы вместо войн друг с другом воевать за то, чтобы подняться над завистью и продвинуться к общей цели.
Вопрос: Каббалисты причисляют зависть к тем свойствам, которые помогают человеку выйти в духовный мир. Но собственно говоря, чему мне завидовать в других? Ведь каждый человек уникален и каждый идет своим маршрутом. Почему же чужая уникальность должна вызывать во мне зависть и придавать силы на пути?
Ответ: Я намеренно задействую в себе зависть, страсть и честолюбие. Речь идет не о человеке с улицы, который завидует чужим успехам или хочет почестей. В плоскости этого мира мы завидуем по пустякам и страстно желаем безделок. Но я, напротив, беру лишь то, что мне нужно для жизни, а на остальное и не смотрю вовсе. Заручившись необходимым, я формирую себя для духовной работы и уже в ее рамках привожу в действие такие инструменты, как зависть.
Ведь иначе мне не на чем будет двигаться вперед. Зависть, страсть и честолюбие – это три эгоистических подхода, без пламени которых работа стопорится. Именно они выводят меня из этого мира, так же как из миров БЕА в мир Ацилут.
И потому, если я хочу духовно работать, то смотрю на работу других и склоняю перед ними голову. Тогда они становятся великими в моих глазах: они ушли далеко вперед, они уже достигли конца исправления – и я завидую им.
А если не завидую, то обессилен и не могу сдвинуться с места. Всю силу продвижения я получаю от своего эгоизма. Правильное движение с правильным намерением, т.е. форму, облаченную в материал, несет мне свет; а сам материал, за счет которого я поднимаюсь, – это мое эго.
Вопрос: Но как сберечь от зависти правильное намерение?
Ответ: Именно на зависти, страсти, честолюбии и строится намерение. Зависть ты превращаешь в ревность за Творца, честолюбие – в Его славу, страсть – в порыв к слиянию с Ним. А иначе, что ты исправляешь? Что строишь: воздушный замок в облаках?
Вопрос: И все же когда я предаюсь зависти, меня снедает ее огонь…
Ответ: Нет, ты позволяешь себе пробудить зависть, страсть и честолюбие лишь после сокращения – уже не для себя, а затем чтобы понять, определить "рабочую территорию". Всё удерживается под контролем – иначе и начинать нельзя.
Короче говоря, пробуй. Не бойся сорваться в зависть. Начни работать над этим. Дай бог, чтобы ты позавидовал товарищам – это будет хорошо. Ведь у нас нет другой движущей силы.
Если бы я жил один, без окружения, то был бы как животное. И наоборот, если окружение будоражит меня, постоянно демонстрируя, что у товарищей есть то, чего я лишен, – благодаря этому я продвигаюсь в жизни. Мне нужно лишь особое окружение, подающее хорошие примеры, которым я буду завидовать.
Из урока по статье "Мир в мире"
Реплика: Жительница Малайзии совершила самоубийство после того, как опубликовала у себя в Инстаграме пост с просьбой к подписчикам помочь ей решить, что выбрать – жизнь или смерть. 69% проголосовали за смерть.
Ответ: Очень много людей ушли бы из жизни, если бы это можно было сделать легко. Принял какую-то таблетку, уснул, и все. А к чему страдать? Если эта жизнь не дает тебе наполнения, воодушевления, достижения какой-то мечты, то она несчастна. Все равно же умирать.
Но правильно делают общество, государство, что не позволяют этому развиться. Как сказано в Торе: "Выбери жизнь". Но это же надо выбирать. Надо для этого стараться, стремиться, надо искать.
Каббала предлагает это, но для этого нужно прийти в нее и найти вечную, совершенную жизнь.
Вопрос: Какая цель высшего управления – приводить человека к такому состоянию?
Ответ: Чтобы человек убедился, что жизнь имеет смысл. Только не такая, которой он живет. Он живет животной жизнью, а ему надо приподняться на другой уровень.
Вопрос: Вы за то, чтобы притягивать человека наслаждениями или подталкивать страданиями?
Ответ: Притягивать наслаждениями.
Ответ: Высший мир. Конечно.
Реплика: Мир над эгоизмом, как вы все время говорите.
Ответ: Да, обязательно. Именно для этого.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 04.06.2019
Вопрос: Есть ли в тех текстах, которые пишут ваши ученики, свет? Есть ли смысл им писать?
Ответ: Есть, потому что человек все равно связывает через себя других с высшим миром. Я считаю, что это оправдано, полезно и для них, и для остальных. Пусть лучше будут такие книги, чем другие. Смотрите, сколько в мире выпускается книг. Ничего страшного.
Ты можешь сказать: "Да, но в мире выпускаются другие книги, а эти могут всех запутать". Я думаю, что нет. Ищущий быстро отсортирует все. Сколько пишется о каббале всякой ерунды! Так лучше пусть пишут ученики.
Вопрос: Допустим, кто-то из учеников сделал клип или написал статью, песню. Содержит ли этот материал в себе свет?
Ответ: Да, любой материал содержит в себе свет, если человек, занимающийся у нас, пытается каким-то образом провести свои впечатления через себя дальше, даже если он пока особо ничего не понимает и не знает.
Но он пытается это сделать, и свет действует, потому что он включен в общую систему. Возможно, он сам не понимает, что делает, а вообще все это делается через него. Я считаю, что это нужно, и приветствую эти усилия своих учеников.
Главное – чтобы работали, поскольку при этом они сами развиваются и своими произведениями помогают другим.
Из беседы "У меня зазвонил телефон. Каббалистические тексты"