Бааль Сулам – ученый-революционер

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Бааль Сулам был революционером, совершившим переворот в каббалистической области. Для кого-то он был очень ненавистен, для кого-то – очень сильно любим. Но среднего отношения к нему не было.

Ответ: Да. Так и есть. Те люди, которые его понимали, любили его. Кто не понимал, естественно, ненавидели, причем действительно очень сильно. Даже были такие люди, которые после его похорон приходили на кладбище и топтали его могилу.

Вопрос: Был ли Бааль Сулам революционером для вас?

Ответ: Когда я начал читать тексты Бааль Сулама, у меня открылись глаза. До него я читал очень многое, в том числе Рамхаля, Рамака, Гаона из Вильно и других серьезных каббалистов, пользовавшихся популярностью. Они действительно были большими каббалистами.

Но я не видел, что оттуда что-то получаю. Я не входил в эту струю, не понимал их языка. Они мне ни о чем не говорили. Хотя вроде я слышал, читал книги, но это не та система изложения, которая бы ложилась на меня.

А когда я открыл Бааль Сулама!.. Не могу сказать, что все стало понятно, но мне импонировало его изложение текста, его система, его раскрытие, как он тебя ведет: "Посмотри сюда, посмотри туда. Теперь ты видишь разницу: или так, или так?". Получалось, что учитель занимается с тобой, играет, спрашивает и отвечает. 

У Бааль Сулама все построено на вопросах и ответах. Сначала в своих статьях он задает вопросы, а потом отвечает на них. Это методически верно.

Вопрос: Все-таки вы искали не мистическое, не эмоциональное, а именно научное изложение?

Ответ: Да, конечно. Только научное. Все остальное было для меня неверным, неправильным, ненужным, совершенно неважным.

Вопрос: В чем проявлялась научность, современность языка Бааль Сулама?

Ответ: Хотя бы в том, что он говорил: "В этой статье я хочу выяснить такие-то вопросы", – и перечислял, допустим, 20 вопросов. А потом постепенно один за другим выяснял их и приводил к четкому результату, делая резюме: "В итоге получаем то-то и то-то".

Поэтому такой подход для меня, выпускника университета, начинающего научного сотрудника, естественно, был наиболее близким и понятным. Я понимал, что передо мной серьезный человек, а не какой-то верующий, которому что-то кажется, и он хочет навязать мне это, тем самым запутывая меня.

Бааль Сулам как методист четко выстраивает логическую цепочку и научный подход.

Из урока на русском языке, 10.03.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Последние в плеяде больших каббалистов

Великие каббалисты нашего поколения

Профессор Элиэзер Швейд о Бааль Суламе

Комментариев нет »

Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.

Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.

Если нет - зарегистрируйтесь.