1. Как будет происходить дальнейшая эволюция рода человеческого? Насколько глобальный кризис, глобальные требования природы к нашему поколению изменят нашу суть? Вынужденный переход от эгоистического общества к обществу интегральному, обществу взаимного поручительства изменит ли не только само общество, но и суть и связь поколений?
В каком мире мы окажемся, если свяжем себя в единую систему, подобную живому организму? Как изменится наше восприятие, ощущение краткости жизни и ограниченности мира, Вселенной? Для этого мы должны взглянуть на общую эволюцию и ее психологический аспект.
2. Простейшие организмы (амебы), по аналогии с первыми простейшими существами на Земле - реагируют на внешние воздействия, но не способны запоминать ощущения, т.е. не приобретают опыта и не передают его по наследству.
Поведение кишечнополостных - определяется прирожденными связями, инстинкты играют огромную роль.
У низших позвоночных (рыб) - поведение определяется навыками, выработанными в их существовании и передающимися по наследству.
Инстинкты консервативны, строго определяют поведение животного и не позволяют изменить его, даже если оно перестает быть целесообразным.
3. При выходе из воды на сушу, в более суровые и разнообразные природные условия, психологическая эволюция пошла по двум путям:
а) усложнение наследственных навыков, инстинктов – так развивались насекомые, членистоногие.
б) приобретение способности вырабатывать важнейшие навыки в процессе жизнедеятельности, чтобы быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям – развитие позвоночных, от земноводных до млекопитающих, постепенное снижение роли инстинктов и возрастание роли интеллекта и разумной деятельности (личного опыта).
4. Психологическая эволюция происходит при развитии на суше и заключается в переходе от закрепленных, передающихся по наследству, навыков, - к навыкам, приобретаемым в процессе жизни, а по наследству не передающимся.
Цель этой эволюции - человек, в жизнедеятельности которого роль инстинктов сведена до минимума и решающее значение имеет интеллект, способный быстро приобретать множество навыков и знаний, обеспечивающий физически слабому человеку возможность приспосабливаться к разнообразнейшим условиям.
Итак, развитие способности мыслить, переход от "немыслящих" к "мыслящим" - является следствием усложнения окружающей среды.
Человек появился, когда развитие среды обитания достигло максимального разнообразия природных условий (в период резкого похолодания). Выделение человека из мира животных является реакцией жизни на усложнение и ухудшение внешних условий обитания. Человек продолжает совершенствоваться интеллектуально и психологически, его эволюция еще не завершилась.
5. Особенное психологическое отличие человека от прочих млекопитающих в том, что он постоянно развивается. Домашние животные поколения живут среди людей, но остаются на том же уровне развития. Ребенок, похищенный зверьми, воспитываясь в их среде, утрачивает все человеческие признаки (речь и прямохождение), живет столько же лет, сколько воспитавшие его звери.
Это говорит о том, что наряду с восприимчивостью к среде, в нас ослаблена способность передачи наследственных признаков. Чтобы ребенок вырос человеком, необходимо его постоянное воспитание людьми и обществом. Вне общества, человек снова превращается в животное.
6. Уже сегодня мы видим, как изменяющаяся среда, вынуждает нас меняться ко все большему взаимодействию с окружающим обществом. Исходя из этого, можно предположить, что дальнейшая эволюция психики человека пойдет также и по линии закрепления человеческих признаков, с последующей их передачей следующим поколениям – но не по наследству, как инстинкты у животных, а через "внешнюю" относительно человека память - память общества.
Таким образом, будущие поколения, являясь кругооборотом своих прошлых жизней, через общество получат свои, обретенные в прошлых жизнях, закрепленные в памяти общества, знания, - подобно инстинктам, передающимся в животном мире, из поколение в поколение.
7. Эта возможность передачи и обретения информации, полностью зависит от связи человека с окружающим обществом, которое, становясь его неотъемлемой частью, является "неумирающим" складом-переносчиком навыков и знаний от прошлого поколения к будущему. Причем, знания будут обретаться не мысленными усилиями, а в мере связи с окружением.
Но до создания взаимного единения человека с окружением, невозможно закрепление его прошлых свойств, поскольку они окажутся в его неправильном применении социально вредными.
Закреплению на уровне инстинкта подлежит отношение человека к отдаче, любви к ближнему, отношение к труду на благо общества, как к первой жизненной потребности, братское отношение ко всем – т.е. все, достигнутое им в личном исправлении в прошлом воплощении.
8. Этот процесс "инстинктивной" передачи знаний следующему поколению (кругообороту), позволит каждому человеку последующего поколения и всему поколению быть морально и умственно "на голову" выше предыдущего – и это определит сущность нового человека в его гармоничной связи с обществом и природой. Это определит формирование им своей социальной среды.
Психологическая эволюция общества будущего даст ему возможность управлять собственной природой. Призвание воспитателя, педагога выдвинется в ряд важнейших в обществе будущего: они станут производительной силой, они будут ответственны за создание нового поколения.