Вопрос, с которым приходят в Каббалу
На протяжении последних 2000 лет, со времени разрушения Храма и до нашего времени, стремление к раскрытию Творца (это желание называется "точка в сердце") возникало только в отдельных людях (душах). И они действовали по инструкции: в небольшой группе (5-15 чел.) устремленных к одной цели изучали Каббалу и занимались совместной духовной работой. И сегодня этот метод продолжает действовать для устремляющихся к раскрытию Творца.
В Предисловии к ТЭС п.2-3, Бааль Сулам пишет:
"Тем не менее, если мы обратимся к поиску ответа на один известнейший вопрос, уверен я, что все проблемы и сомнения в необходимости изучения Каббалы, исчезнут. Речь идет о гнетущем вопросе, задаваемом всеми людьми: "В чем смысл нашей жизни?" В годах этой жизни, стоящей нам так дорого, ради которых мы так страдаем, чтобы в итоге завершить их. Кто наслаждается ими? Или точнее, кого я наслаждаю?
Исследователи всех поколений уже устали размышлять над этим вопросом, а в нашем поколении никто уже не хочет даже задумываться над ним. Но вопрос остался и возникает в нас, во всей своей силе и горечи, застигая нас подчас врасплох, прожигая разум и унижая в прах, прежде чем нам снова удается найти всем известное "ухищрение" - забыться без рассуждений в потоке жизни, как всегда.
В разрешение этой скрытой загадки, сказано в Каббале: "Вкусите и узрите, что добр Творец".
Т.е. Каббала предлагает, как решение вопроса о смысле жизни, раскрыть Творца - Единственную Создающую и Управляющую силу. Этим человек раскрывает Добрый Источник своего существования, для чего создан, свое будущее, наполняется наслаждением, ощущая себя вечным, безграничным, подобным Творцу.
А в статье "Суть науки Каббала" Бааль Сулам в определении "Что такое Каббала" формулирует: "Наука Каббала является методикой раскрытия Творца человеку в этом мире".
Т.е. изучая Каббалу и применяя ее, как сказано в ней, человек раскрывает Творца и т.о. достигает доброй цели своего существования.
Специфика "Вопроса" в наше время
Страдания никчемности (пустоты)
Но в последнее время, вследствие возросшего эгоизма, возникает этот "Вопрос о смысле жизни" в широких массах во всем мире. Чтобы заглушить его, люди устремляются к транквилизаторам, наркотикам, разбивают семейную жизнь. Надо ли относиться к ним так же, как к тем, в ком в прошлых поколениях возникал вопрос о смысле жизни, он приводил их к Каббале? Ведь у них этот вопрос возникает на фоне полного общего благополучия. Поэтому можно сказать, что им недостает в их мире именно раскрытия Творца. Правда, у них еще не проявилось желание в поиску раскрытия этого вопроса, но распространяя Каббалу, мы помогаем им быстрее найти методику решения этого вопроса.
Мистические страдания
Кроме того, есть множество ищущих скрытый смысл жизни в мистических методиках, йогах, медитациях и пр. - и это является видом поиска на вопрос о смысле жизни. Или, по крайней мере, бегством от него.
Экономические страдания
А в самое последнее время, вследствие глобального кризиса (финансового, а затем, экономического), даже преуспевающие и никогда не задумывающиеся над смыслом жизни, люди, стали искать ответа на смысл страданий, и даже на смысл жизни. И хотя, если дать им возможность вернуться к их делам, они встретят это с радостью, Высшее управление вызывает в них страдания и пустоту, чтобы подогнать к вопросу о смысле страданий и жизни вообще.
Применение Каббалы к ощущающим страдания
Несомненно, все виды страданий - от скрытия Творца, как сказано в ответе на вопрос о смысле жизни в п.3 Предисловия к ТЭС. Поэтому нет сомнения, что именно Его раскрытие будет правильным ответом. Именно так и утверждают все каббалисты последних столетий. Они уже заранее видели развитие эгоизма в нашем поколении и его проявление в обществе и кризисах. Бааль Сулам еще в 1920-х годах писал в статье "Мир в мире" обо всем человечестве, как одной семье:
"В наше время, когда каждый в обеспечении себя зависит от всего мира, каждый зависит от всего мира, как колесико в машине.
И поэтому невозможно говорить более о благополучии и безопасности отдельной страны или народа, а только обо всем мире в общем.
Ведь сегодня благополучие каждого в мире зависит и измеряется благополучием всех людей в мире.
Ведь мы сегодня пришли к состоянию, когда весь мир считается как одно общество.
Сегодня каждый в мире "кормится" от всего мира, и поэтому обязан заботиться о благополучии всего мира".
И призывал к распространению Каббалы:
"И коль скоро это так, обязаны мы открывать школы и писать книги, чтобы ускорить распространение науки среди народа. распространение науки среди народа". (Предисловие к книге "Паним Меирот уМасбирот")
И изучению Каббалы каждым в мире (Предисловие к ТЭС, п.155):
"Но почему каббалисты обязали каждого изучать науку Каббала? Дело в том, что для занимающихся наукой Каббала, кроется в их занятиях великое и чудесное свойство: Хотя они и не понимают того, что учат, но благодаря стремлению понять изучаемый материал, пробуждают на себя свет, окружающий их души.
Пока не удостоился человек своего совершенства, свет, которому предстоит заполнить его душу, определяется, как окружающий ее и ждущий ее исправления. А когда человек занимается Каббалой, упоминая названия светов и сосудов, имеющих отношение к его душе, этот свет светит издали на душу и это свечение, раз за разом во время занятий, исправляет душу, и тогда свет заполняет ее. Это наполнение светом и есть раскрытие Творца".
Исходя из сказанного, и опираясь на правило "Общее (весь мир) и частное (человек) равны", можно сделать вывод, что сегодня каждому, на любом уровне и виде его желаний и страданий, можно раскрыть необходимость изучения Каббалы для ответа на вопрос о смысле жизни, независимо от причины его возникновения: поиска смысла жизни, пустоты, финансовых или семейных неудач и пр..
Именно раскрывающая глобальная взаимная зависимость всех от всех, позволяет обращаться даже к тем, кто не ощущает никакой необходимости в раскрытии Творца, т.е. в ком еще ни в какой мере не возник вопрос о смысле жизни. Но, будучи соединенным в одну систему со всем человечеством, он также склоняет себя и мир к добру или злу. (БС. Предисловие к Книге Зоар):
"68. И не удивляйся, что один человек может вызвать возвышение или падение всего мира. Это нерушимый закон, согласно которому часть и целое равны, как две капли воды, и все совершающееся в целом, совершается также и в его части. И наоборот, совершаемое частями, происходит в целом, так как не проявится целое, пока не проявятся его части, соответственно своему количеству и качеству. Так что, несомненно, действие соответствующей части опускает или возвышает все целое".
Посильное (чисто физическое) участие в раскрытии Творца
БС пишет в статье Последнее поколение, что в общей пирамиде человечества, большая масса инертна и не в состоянии принудить себя к занятиям. Подобный человек, понимающий возможность спасения себя, своей семьи, мира (о раскрытии Творца здесь говорить не приходится, такой потребности в нем не ощущается) в применении Каббалы, обращается с просьбой о своем физическом участии в общем движении мира к раскрытию Творца. И его надо принять и позаботиться о его месте в общем участии:
"Бóльшую часть каждого общества всегда составляют отстающие, а доля предприимчивых не достигает и тридцати процентов от общего числа.
Каждый, кто входит в рамки альтруистического коммунизма - будь то одиночка или общество - обязан присягнуть клятвой верности, что будет выполнять всё это, потому что таково веление Творца.
Или же, в любом случае, обязуется передать своим сыновьям, что таково веление Творца. Того, кто говорит, что ему достаточно этой идеи - следует принять и испытать, так ли это. И если это правда, можно его принять. В любом случае, он пообещает, что не станет приобщать сыновей к пути своего неверия, но передаст их на воспитание государству.
Если же он не желает ни того, ни другого - не следует принимать его вовсе, ибо он испортит своих товарищей, и оплата его обернется убытком".
Пассивное участие в раскрытии Творца (изменении мира):
Известно, из Торы, что все годы раскрытия Творца народу Израиля, от Авраама до разрушения Храма, среди обязанностей народа было выделение десятины на поддержание Храма и духовное образование народа. Это условие во все времена, вплоть до нашего времени, является непременным условием для допущения ученика к занятиям.
Несомненно, что глобальное образование является самым настоятельным и приоритетным среди всех прочих проблем и надо стремиться создать единое управление мировым каббалистическим образованием. Средства для этого и есть та десятина (маасэр), которая будет выделяться каждым человеком и организацией. Несомненно, даже только участие в расходах на подобное образование является участием в исправлении мира и благо влияет на исполнителя.
Должна быть проведена объяснительная работа среди кругов, обладающих материальными средствами, для выделения ими десятины на организацию мирового каббалистического образования.
По правилу частное подобно общему
По правилу "Частное подобно общему" (следующему из разбиения системы относительно человека), можно заключить, что путь исправления отдельного человека и путь исправления всего человечества подобны. Поэтому, взяв в пример, как человек проходит путь от "ло ли шма" к "ли шма", можно приложить его ко всему миру.
В таком случае, весь мир должен представить себя одной каббалистической группой, сдающей десятину, изучающей Каббалу, стремящейся к объединению. И как отдельный ученик в своей гражданской работе (бизнесе) должен преследовать целью общее благо свое и мира, считая их взаимообязующими и взаимосвязанными, максимально учитывая благо всего человечества, так и любая деловая организация обязана в своих договорах и делах учитывать благо всего мира, как свое - и только в таком случае она может быть уверена в благополучном исходе своей деятельности.
Поэтому, обязательное каббалистическое (глобализационное) образование необходимо проводить также по месту работу в каждой организации.
Итак, возможно следует написать методичку о понимании глобализационности в нашем мире, о той единой системе человечества, которая сейчас раскрывается всем нам. Из этого будет понятно каждому, в каком мире мы вдруг себя обнаруживаем, какие законы действуют на нас - законы круговой поруки, на всех вместе, не принимая во внимание каждого, а только всех. Вследствие этого и возникает в наше время необходимость в Поручительстве (Аравут) между всеми землянами. От выполнения правила гера "Не делай другому того, чего не желаешь себе" к правилу "Возлюби ближнего, как себя", что и является законом поведения единой системы.
Пример глобального сообщества
В статье "Последнее поколение" БС дает нам совет: создать модель будущего исправленного человечества, как мини-государства (Каббалы), включив в него все институты, которые необходимы для функционирования человечества, так, чтобы любая часть человечества, как только достигает своей готовности, может присоединиться к этой модели.
Но, даже создавая такую модель, не следует забывать о мире, о распространении Каббалы и обучении желающих. Поэтому, только при наличии средств и исправленных людей, можно приступать к такому строительству.