Вера и знание: каббала в XXI веке
Г. В. Хлебников, к.ф.н.,
Институт научной информации по общественным наукам РАН
Каббала в конце ХХ – начале ХХ1-го века, согласно М. Лайтману (философия PhD, биокибернетика MSc), профессору онтологии и теории познания, крупнейшему практикующему каббалисту современности и члену Всемирного Совета Мудрости, перестала быть "тайной наукой", а, раскрыв свои доктрины, стала стремительно распространяться по всем странам и континентам. Только работы самого М. Лайтмана, автора более 30 книг серии "Каббала. Тайное Учение" (http://vse-knigi.su/auth/4752), переведены на 19 языков мира. Более 150 отделений его школы работают по всему миру, в режиме on line. В интернете идет прямая трансляция занятий этого каббалиста, которому можно задать вопрос и услышать на него ответ, существует также специальный сайт Международной Академии Каббалы, основателем которой также является М. Лайтман.
По мнению этого ученого (среди каббалистов он уважительно именуется Учителем); считается, что каббала – не религия, а строгая наука, положения которой рационально обосновываются и подтверждаются в опыте. И как таковая, она претендует на объективное и истинное описание мира, в котором живет и действует человек. В то же время, каббала ставит своей высшей целью духовное развитие человека, уподобление его Творцу, объединение всех душ людей в единую душу Адама ("первоначального") и т.п.
Подобное сочетание кажущихся гетерогенными концепций представляется парадоксальным и требует специального изучения. Настоящая работа рассматривается ее автором как первое возможное приближение к подобному исследованию и ставит перед собой ограниченную задачу экспонирования отдельных аспектов каббалистической доктрины, тематика которой определяется спецификой настоящего сборника.
Особый интерес, в связи с этим, помимо теологии, онтологии, гносеологии и антропологии каббалы, вызывают каббалистические социология и педагогика, методика и техника работы с людьми (в том числе, молодыми) в группе, видение каббалистами будущего справедливого политического и социального устройства человеческого общества. Эти вопросы рассматриваются в разных произведениях М. Лайтмана и его учителей. Для настоящей работы используется преимущественно те из них, (указанные в списке литературы), которые тематически и содержательно наиболее, как представляется, близки указанным вопросам и поддаются более или менее сжатому изложению. С целью максимально избежать возможных неточностей и недоразумений в дескрипции во многом еще непривычных концепций и понятий, мною была принята обычная для подобных ситуаций установка на максимальную близость изложения материала к тексту первоисточника.
Понятие каббалы. В работе "Что такое каббала" (8) последняя определяется как "Наука о скрытом от глаз человека, от наших органов чувств. Она оперирует только духовными понятиями, то есть тем, что происходит выше нашего мира: "Каббала — это наука управления судьбой, это Знание, которое передано всему человечеству, для всех народов земли". Каббала не связана с религией, или связана "не в большей степени, чем физика, химия, математика"….
С 90-х годов ХХ века, "разрешено и рекомендуется распространение Науки Каббала", так как люди готовы понимать мир как силовыя поля поля, мир выше материи (8).
Онтология каббалы: материальное и духовное. Если нет качественных духовных отличий, пишет Лайтман, то чем бы ни различались наши физические тела, все они
духовно идентичны подобно любому телу: физические тела подобны. В то время как в духовном мире – один совершенно отличается по качествам от другого. Это применимо и к всем объектам нашего перцептуального мира: все неживые тела – как одно тело, все растения – как одно растение, все животные – как одно животное. Имеется единое духовное пространство, определяемое "близостью либо удаленностью от Творца". Существование в нем материальных тел, с точки зрения каббалы, не имеет значения….
Кто - Творец? Творец представляется мне, пишет Лайтман, как более высокая ступень, чем та, на которой я сейчас нахожусь по рождению, она мною управляет, и все, что я имею в себе – получаю от нее . Поэтому эта ступень называется Творцом. В той мере, в которой человек способен отождествлять себя с душами людей, он тождествен и с Творцом. Души и творец - одно и то же. В то же время Я должен стремиться к соединению с каббалистами с их единением в Творце….
Творец и человек. В духовном пространстве усиливается притяжение человека к Творцу в процессе последовательных ступеней уподобления его лучшим качествам усиления способности к самокритике. Постепенное овладение новыми свойствами позволяет человеку занять в духовном пространстве более высокую ступень , а приобретший опыт как бы включает в себя кругозор многих людей, ибо общее всегда выше частного. Поэтому человек, преданный своему народу выше обывателя. а тот, кто предан всему миру выше преданного своему народу (7).
Внутри и снаружи. Гносеология каббалы. Человек включает в себя все, что создано Творцом: миры, сфирот(самопостижение), ангелы и весь наш мир существуют в духовном мире человека. Но ему кажется, что он ощущает все как внешнее. . На самом деле ничто вне человека не существует, и только Творец, которого мы не чувствуем, дает нам возможность ощутить различные Его воздействия на нас, и мы можем постичь самих себя все глубже и глубже….
То, что мы ощущаем – это самое подходящее и необходимое нам ощущение для нашего развития. Нет места вопросу: "каким образом человек в нашем мире может развиваться духовно?". Тот фрагмент Творца, который ощущает человек и называет своим миром, и есть то, что он должен ощущать в данный момент, и действовать он должен именно в этом секторе "своего мира". Таким образом, то, что человек ощущает в каждый момент, – это наилучшее, что может быть для его духовного развития, утверждает каббала.
Понятие духовного рождения. Взаимодействие двух миров. Духовное рождение, пишет каббалист, является сменой своей собственной власти на власть Творца: человек добровольно подчиняется воле Творца, желает идти вопреки своему разуму, руководствуясь мудростью более высокой духовной ступени….Происходит это с помощью Творца – духовной силы, которая рождает все, во всех мирах. Рождение и рост духовный происходят наперекор нашей эгоистической природе. Без вынуждающей свыше духовной силы Творца, утверждает Лайтман, в нашем, материальном мире прекратится жизнь и движение, ибо любые материальные проявления являются следствиями духовных сил….
Духовный зародыш. Однако человек, рожденный в нашем мире, подчеркивает Лайтман, еще остается духовным зародышем, считается, что он находится все еще внутри своих духовных родителей, а потому еще не родившимся. Его физическое развитие не влечет за собой развитие духовное. Даже если человек занимается Торой и Заповедями ввиду полученного воспитания, он называется "домэм дэ кдуша" – "духовно неразвивающимся"…
Момент рождения. С момента получения свыше силы, освобождающей его от эгоистического рабства своей природы, он считается родившимся, – моментом получения силы овладеть всеми своими желаниями и подавления их во имя духовного возвышения. С этого момента начинается его подъем по тем же ступеням, по которым спустилась его душа сверху вниз. Тот, кто чувствует, что в нем есть такое знание, что он сам знает и понимает как жить, как учиться, – еще должен пройти развитие сверху вниз. А затем лишь начать обратный путь снизу вверх.
Осознание зла. До постижения полного осознания своей эгоистической природы человек проходит путь постижения собственного зла, под воздействием вынужденных путей страдания… Говорится: "Нет былинки внизу, чтобы над нею не было ангела (духовной силы) свыше, который бил бы ее и приказывал расти": рождение и дальнейший рост происходит только под действием вынуждающей и бьющей свыше силы. Тем более мучимый своими страданиями, невольно или сознательно, осознает и соглашается с ничтожностью своей эгоистической природы. И этим приближается к цели творения.
Ради имени (Творца) и не ради имени. Человек не осознает вначале, что его влечение к духовному дано свыше – ведь такое стремление не может возникнуть у эгоиста.. И желает человек духовное только потому, что не знает, что это такое – ведь духовное для эгоиста сегодняшней природы человека, – это смерть, полная противоположность….Поэтому и говорится, что Творец создал двух ангелов – доброе и злое начала человека – и оба они приводят человека к Творцу. Но до самого момента расставания с эгоизмом человек считает, что это невозможно – подобно зерну: до тех пор, пока оно полностью не разложится, оно не может начать новую форму…
Схема духовного восхождения. Обретение первого духовного свойства называется духовным рождением: своим внутренним ощущением человек выходит из этого эгоистического мира в духовный мир. Вначале духовный путь человека состоит в приобретении альтруистических сил-свойств: он растет от малхут мира Асия до малхут мира Ацилут, проходя этим ступени "30 сфирот". Этот процесс состоит в том, что он совершенно не использует, а только отрицает свои эгоистические желания. Когда человек достигает своими свойствами малхут мира Ацилут – так это называется, т.е полностью приобрел свои альтруистические желания – Г"Э. А затем, будучи частью малхут мира Ацилут, он начинает исправлять свои эгоистические желания: поднимает свой АХА"П в мир Ацилут, обращая таким ообразом эгоистические желания в альтруистические – получая в них наслаждения ради Творца. Всего эти исправления совершаются последовательно, 6000 частями-ступенями, называемыми годами. Когда человек заканчивает эти исправления, он достигает последней ступени, конца всего исправления – "Гмар Тикун". Следующая за нею ступень называется "Машиах" –Избавитель: от нее человек получает такой интенсивный свет, что он помогает ему исправить саму свою природу, изменить в себе первородный эгоизм на альтруизм, заменяет "каменное сердце" ("лев эвэн") на "живое сердце" ("лев басар"). А затем человек восходит на наивысшие ступени слияния с Творцом, называемые 7, 8, 9 и 10 тысячелетиями. Как пишет раби Й. Ашлаг, есть личности, постигающие эти ступени еще при жизни в этом мире (7).
Каббалистический анализ значения и роли желаний. Развитие человечества на протяжении тысяч лет его существования, утверждает каббала, – это развитие и реализация разных уровней желания. Именно желания и нахождение способов их удовлетворения и определяют тот или иной уровень развития цивилизации и всего, что мы называем технологическим и научным прогрессом. Благодаря тому, что желания постоянно совершенствуются, т.е. меняются от меньших к большим, человечество движется вперед. Каббала разделяет весь комплекс человеческих желаний на пять этапов: первичные желания – секс, пища (сказано: "Любовь и голод миром правят"); второй этап развития желания – стремление к богатству; третий этап развития желания – стремление к власти и славе; четвертый этап развития желания – жажда знаний; пятый этап развития желания – стремление к духовному, к Творцу.
Желания богатства, власти и знаний — это уже человеческие желания. Потому что для их удовлетворения человек должен находиться в среде себе подобных — в человеческом обществе. Человек рождается, идет процесс развития животных и человеческих желаний, а затем он обнаруживает, что их реализация не дает ему удовлетворения. Потому что скрытное, но истинное его стремление, которое он не сразу может осознать и сформулировать, выходит за пределы этого мира. Это желание человек получает свыше.
Нечистые желания, или клипот. Роль клипот. Нечистые наши желания, называемые клипот, говорит каббалист, возбуждают в нас желания к духовному. Они – необходимая составная часть творения, без которой невозможно наше продвижение вперед… Когда человек начинает осознавать общую картину творения, он ощущает огромное совершенство. Это ощущение совершенства и есть самое большое наслаждение. Чистые и нечистые силы, два ангела Творца, две противоположные системы чистой и нечистой АБЕ"А постоянно "трут" человека, растирая его, как ладони горошинку.
Исправляя это желание, человек поднимается еще выше – но снова от нечистых сил, клипот, ему дается еще большее эгоистическое желание получить свет ради себя. И снова он исправляет его на альтруистическое. И таким образом, передвигаясь на "двух ногах", растет. Нечистые силы помогают человеку подниматься. Ничего не создано Творцом во зло человеку, а только для его пользы. Но нет Заповеди любить нечистые силы…
Трудности духовного рождения. Но когда человек осознает, что он находится в темном, мертвом мире и всеми своими силами-желаниями стремится выйти из него – он рождается в новый, духовный, мир, подобно зародышу, уже не подходящему своим развитием находиться в утробе матери….Пройдя состояния осознания эгоистического рабства, дойдя до осознания необходимости выхода во власть альтруистических сил, человек еще не полностью подготовлен принять на себя альтруистические свойства. Несмотря на то, что свыше ему даны альтруистические силы, он сам еще не в состоянии принять их (7).
Этапы духовного роста. Но после своего истинного духовного рождения, новорожденный глотает духовный живительный воздух, и раскрываются у него впервые ощущения нового мира. А затем он растет, как уже говорили: вначале постигает только желания "отдавать", Г"Э, называемые "Коэн", а затем исправляет и присоединяет к ним желания "получить" с намерением ради Творца, АХА"П, называемые "Святой народ". Потому что под народом всегда подразумеваются желания получить. Существует три состояния: 1. Эгоистическое – когда любит только самого себя. 2. "Хафэц хэсэд" – альтруист, ничего не желает себе. Но еще не в состоянии отдавать от своего другим, "ни себе, ни другим". Это определенная ступень исправления: человек не желает использовать эгоизм.
3 – "Любить другого, как себя", вернее так же, как ты любил себя, ты сейчас любишь другого. Не поровну – как себя сейчас, так и другого. А любить другого, как себя до исправления, т.е полностью перенести свою любовь на другого, не ощущая при этом себя. "Возлюби ближнего своего, как себя" – как любил себя, ибо, уточняет Лайтман, любить одновременно и себя, и еще кого-то невозможно…. Поднимаясь, человек ощущает, что все исправлено, кроме него. Любое будущее состояние более исправлено и близко к Творцу, чем прошлое, и люди достигают его дорогой Торы или дорогой страданий (7).
Исправление эгоизма. Однако окончательное исправление эгоизма, указывает каббалист, – в обретении человеком свойств альтруизма, свойств сфиры бина, называемой 100: 50 ступеней нисхождения от бина до нашего мира называются ступенями зарождения (Ибур) и 50 ступеней восхождения от нашего мира вверх называются ступенями исправления и постижения. Сама бина называется "Има" – мать, потому что она порождает весь мир. А постигающий ступень бина удостаивается постичь все совершенство творения….
Отношение каббалы к природе. Познание природы. Каббала рассматривает природу как единую всеобъемлющую и совершенную структуру. Однако человек постигает мир посредством пяти органов чувств, из-за чего, по словам каббалистов, разделяет ее на две составляющие: проявленную и скрытую. Первая из них называется "наш мир" ("реальность, ощущаемая в желании наслаждений"), "этот мир" или "материальный мир" (по определению: "реальность, ощущаемая человеком с помощью пяти физических органов чувств"). Человек не в состоянии воспринять реальность во всей ее целостности и потому исследует ее под всевозможными углами зрения. Но мир, с точки зрения этого подхода, остается единым и совершенным, поэтому со временем выясняется, что ни одна наука не способна отобразить общую картину мироздания, в результате чего современность вплотную подошла к кризису всех научных дисциплин (7).
Развивая исследование окружающего мира, люди не достигают желаемого. Они вынуждены признать, что корень проблемы - в их органах чувств. Однако, пишет М. Лайтман, существует четкая методика, которая позволяет развить дополнительный орган чувств, так называемый "масах" (экран), "ор хозэр" (отраженный свет), "шестое чувство", – орган, позволяющий видеть, ощущать ту часть мироздания, которая обычно нашими пятью органами чувств неощутима. Отличие в том, что пять органов чувств человек получает при рождении, шестой же он должен постепенно развить сам. В какой-то момент человеку дается свыше определенный сигнал. Он начинает ощущать потребность в развитии этого шестого органа, потребность в ощущении внешнего мироздания. Это происходит постепенно.
Каббала исследует скрытую часть природы, силы, действующие над материей. Именно такой подход, как считают представители данной традиции, позволяет сформировать целостную картину мира, ведь реальность, в которой живут люди, является единой, неизменной, вечной, совершенной и полной наслаждений. Все части в ней занимают постоянные места. Но человек не видит ее истинного интегрального целого, а ощущают только свой мир. Это вызвано изъяном пяти органов чувств, деятельность которых направлена на самонаслаждение. Однако, считают каббалисты, если люди решат использовать свое мировосприятие, сердце и разум на благо других, то ощутят подлинную реальность и будут жить в ней. Исчезнут слепота и мрак, рассеется туман, окутывающий наши чувства, этот мир растает, и вместо него они окажутся в "райском саду" (рай – "ощущение свойства отдачи"), "Высшем мире" (по определению: "состояние, раскрывающееся человеку, который достигает какой-либо меры подобия по свойствам Высшей силе") (4).
Работа в группе. Но как этого достичь? Получится ли это – зависит только от самих людей. Рав предлагает ряд шагов-действий для членов группы начинающих каббалистов, эвентуально ведущих к желаемому результату: 1) вначале следует перезнакомиться друг с другом, 2) набраться друг от друга как можно больше впечатлений, 3) разговаривать друг с другом обо всем, о чем только можно поговорить, – и неважно, о чем будут эти разговоры, подчеркивает Лайтман, "умные они или глупые"; 4) важно между собой как можно больше объединиться безо всякого расчета, без всякого контроля, 5) и самое главное – без всякого критического отношения друг к другу. Это необходимо, чтобы 6) получить в себя все впечатления, келим (желания), мысли всех остальных.
Потом, когда люди вернутся домой, разъясняет М. Лайтман, они будут с этим работать. Если они сумеют объединиться друг с другом, то себя обогатят. При этом: язык - не имеет значения. Национальность - не имеет значения, пол - не имеет значения, ничто не имеет значения. Имеет значение только (и это также чрезвычайно важно) 7) внутреннее устремление к духовному. Поэтому и следует пытаться со всеми кооперироваться. Если в течение нескольких дней праздника Суккот (на который и собрались в этот раз каббалисты) удастся сделать это, то общее кли хоть немного сформируется, и каббалисты уедут отсюда совсем с другим духовным уровнем. Тогда в течение ближайшего полугода до Песаха можно подняться так, что на самом деле начнется a) соединение с Творцом, б) появится ощущение Его в себе, в) возникнет чувство, как Он облачается в нас.
Дается возможность соединиться с Творцом только за счет объединения друг с другом. В каждом из собравшихся есть какая-то часть силы, и если они соединимся, то вместе – "прорвутся". Все зависит от возможности объединения.8) Пейте, 9) ешьте, 10) общайтесь, утверждает каббалист, – неважно, что именно вы делаете. Главное, чтобы между всеми было 11) взаимодействие, а потом станет видно, как без всякого вмешательства разума это дает свои 12) духовные плоды, потому что разум действует только в той мере, которую требует 13) желание. Если у человека будет правильное желание к Творцу, то у него будет и 14) правильный разум (5).
Ультимативную необходимость окружения, группы Лайтман иллюстрирует рассказом о своем духовном пути: позанимавшись какое-то время у рава Баруха, Лайтман, начал спрашивать у него: "Что я должен делать? Как мне дальше продвигаться?" Его Рав ответил, что для дальнейшего продвижения необходимо окружение, группа. Одному это сделать невозможно, - несмотря на то, что Лайтман находился рядом с ним, и все шло хорошо. Возник вопрос, что делать? Лайтман сначала начал искать место для создания группы в Тель-Авиве, давал беседы в маленьких синагогах, там, где собирались старики. Он не знал, каким образом подойти к решению этого вопроса, было тяжело. Когда же Лайтман собрал группу молодых учеников, Рабаш (аббревиатура рава Баруха) написал для них свои первые статьи о духовной работе и сказал: "Теперь надо их организовывать в группу". Для продвижения нужна группа. Но как это сделать?.. "Нужно с ними сидеть и разговаривать", - отвечал Рав. Раз в неделю нужно собирать группу и разговаривать с ними. Но о чем? "Вот есть книга, "Матан Тора" ("Дарование Торы")". Как работать с группой? Рав написал 10-15 статей о работе с группой. Потом он сменил тему, начал писать обо всем, что может сделать доступнее саму Каббалу. Если то, что написано в них, выполняется, все будет в порядке, цель будет достигнута: создастся общее кли. А если участники группы этого не выполнят, то дальнейшее продвижение для них станет невозможным (5).
Развитие желания к духовному. Оно имеет важнейшее значение для человека, духовное не придет в ответ на просьбу к Творцу о том, чтобы Он дал его. Необходимо четко и конкретно знать, что требуется, указывает Лайтман, – тогда будет духовное кли. Однако ничего в нашем мире нельзя ощутить без желания, такими люди рождаются. Это хорошо видно на примере маленьких детей. Ребенок хочет играть. Ему можно читать какие угодно нравоучения, но у него есть определенные желания и он с ними живет. С каждым днем, месяцем, годом, у него прибавляются новые и отмирают старые желания. Когда появляется желание к духовному, человек начинает работать в соответствии с этим желанием. Он начинает искать, где его реализовать, как получить в него то, что он желает. Это состояние вызывается в человеке "свыше": "итарута дэ леэла" – возбуждение свыше. Но желание к объединению с другими во имя достижения Цели не вызывается свыше – в этом направлении человек должен работать над собой, пишет каббалист, начиная практически с нуля.
Поэтому важно усиление именно духовного желания, которое проявляется в человеке после развития в нем в течении тысяч лет желания к животным наслаждениям, как-то: к пище, сексу, семье, затем желание к богатству, власти и знаниям. Все эти желания развиваются в людях постепенно, эволюционируя в течение десятков тысяч лет. И только затем возникает последнее желание – духовное. Для того чтобы оно прорезалось в человеке, требуется огромное количество кругооборотов души (5).
Каббалисты. Дальнейшее развитие духовного желания происходит уже а) внутри группы, б) под воздействием книг, в) под влиянием всевозможных физических действий, так называемых "сгулот" – особых рекомендаций, которые дают каббалисты. Но кто они? Каббалисты, как их определяет Лайтман, – это люди, в которых тысячелетиями развились сначала животные желания – к пище, к семье, к сексу, затем общественные желания – к деньгам, к почестям, славе, а потом в них возникло желание к духовному. После этого они уже сами довели желание к духовному до такого размера, что смогли получить в него ощущение Высшего мира или Творца (что в каббале одно и тоже). Поэтому они называются "каббалистами" – "получающими". И получение происходит в созданное ими желание. Человек должен сам до-развить и создать полученное свыше истинное желание к духовному.
Точка в сердце. По словам Бааль Сулама, единственная свобода воли, которая есть у людей – это создание вокруг себя такого общества, от которого они получали бы постоянное возбуждение, подпитку желания, желали бы духовного все больше и больше. Это необходимо, потому что Творец создает в человеке, согласно каббале, только минимальное желание к духовному, называемое "точкой в сердце", и больше его не увеличивает. Если он не будет развивать это желание дальше, то так и останется на том же уровне.
Поэтому духовный путь человека, его судьба, находится полностью в его же руках. Ему не на кого обижаться, не на что надеяться. Если он не добавит к своему первоначальному желанию, точке в сердце, еще дополнительные желания, не разовьет ее, то никаких изменений свыше уже не произойдет. Необходимо, чтобы в результате развития первоначальная точка разбухла, расширилась до таких размеров, когда она начнет ощущать духовные явления. Трудность состоит в том, что в отличие от дргуих желаний этого мира: желания к пище, к сексу, к деньгам, к славе, к власти, к знаниям, которые развиваются последовательно и наглядно, в духовном желании результат невидим. Человек не видит, что выигрывает в нем (5).
Значение среды. Человек – единственное существо, в котором желания развиваются под воздействием окружающего общества. И в человеческой власти использовать это свойство для того, чтобы развить в себе не желание к богатству, к почестям, к славе, к знаниям, а чтобы развить именно желание к Высшему, к духовному. Развить его в противоположность тем желаниям к богатству, к почестям, к славе, к знаниям, которые человек тоже можем развить под воздействием общества. То есть, возможность духовного развития дана ему даже не в противоположность животным желаниям, а в осознании правильной оценки того, что же важно, в правильном сочетании всех этих желаний. Человеку нужно, чтобы внешние источники постоянно указывали ему значение духовного роста, как это делает, например, реклама. Человеку нужно, чтобы ему постоянно говорили о том, что духовное – это нечто очень большое, очень выгодное, очень перспективное, в общем, самое-самое стоящее дело. И чтобы это сообщало ему как можно большее количество окружающих его людей, и всеми доступными способами, объясняет М. Лайтман, чтобы все это постоянно доносилось до него через все его органы ощущений. Через слух, зрение, через все, что только возможно. И любыми методами. Человечество еще дойдет до того, что будет разрабатывать методы рекламы, воздействия на человека для развития желания. И в этом направлении все зависит только от человечества. Свыше, практически, дан только совет (5).
Вобрать в себя "точки в сердце" других людей. Пока человек не создаст в себе правильное, как говорят каббалисты, "кли" – сосуд, он не сможет ощутить в нем никакого наполнения. Но как же он может заранее строить это кли, если он не ощущает духовного? Однако поскольку все люди являются носителями духовного желания, то это последнее не нужно формировать каким-то особым образом. Единственное, что необходимо сделать – принять стремление к духовному иных людей и тем самым усилить собственное стремление к духовному, для этого необходимо разбить собственный эгоизм, который ограничивает человека от всех остальных людей, делает его действительно замкнутым сосудом, существующим в своей собственной клетке, в своем ящике. Нужно разбить границы этого ящика. Таким образом, человек подсоединяет к себе желания всех остальных людей. Должны ли все окружающие разбить свои границы или нет? Они тоже должны сделать это. Но каждый должен делать это только над собой (5).
Здесь возникают вопросы: если человек попадает в какую-то группу, то зависит ли продуктивность его работы от того, разбиты ли все границы между членами этой группы? Зависит и не зависит одновременно, отвечает каббалист. Пусть даже группа состоит пока еще из эгоистов, стремящихся к духовному, т.е. точка в сердце у них работает, ее запустили сверху, просто они пока еще не достигли того уровня, чтобы развить ее дальше. Но эта точка уже находится у них в сердце, и человек работает над тем, чтобы сблизиться с их точками в сердце, то этого ему достаточно, чтобы прибавить к своей точке в сердце точки товарищей и, таким образом, обрести духовное кли (5). Конечно, его мощь, его сила и скорость, с которой оно будет создано, зависит от окружающей среды. Но если окружающая среда просто работает над собой, но еще не преуспела в этом, то каждого конкретного человека это ни в коем случае не ограничивает.
Методика выхода в духовное в группе. Работа в группе является настолько важной и единственно реализуемой возможностью выхода в духовное, что Бааль Суллам, иллюстрируя этот тезис, пишет следующее: Авраам был простой пастух в древней Месопотамии, и в то же время он был большим каббалистом. Ему раскрылся Творец, и он начал чувствовать духовное через точку в сердце. И даже, более того, свыше он получил определенное развитие этой точки в сердце. Но несмотря на это, методика освоения духовного мира своими силами ему не была доступна до того момента, пока вокруг него не собрались люди, критическая масса в несколько миллионов человек. Только тогда была вручена Тора, методика развития духовного кли.
То есть развиваться одному у человека нет никакой возможности, если только это не особая личность, которую развивают свыше для определенных целей, для определенной работы, для определенного задания в нашем мире. Поэтому самая главная задача, пишет Лайтман, – это создание каббалистических групп. Все должно быть сформировано так, чтобы и 1) учеба и все, что связано с учебой, работало внутри группы. Тогда можно надеяться на успех. Человек должен сначала 2) получить от окружающего его общества возбуждение. К его окружению в данном случае относятся и книги, и музыка, и все, что воздействует на человека в рамках этого мира, на его уровне. Человек получает от окружающих правильное возбуждение, 3) используя свою страсть к наслаждениям, к власти, к почету, 4) используя зависть, используя свои сильные внутренние человеческие свойства, используя желания человеческого уровня.
Некоторые плоды развития "точки в сердце". Итак, что делать человеку, в котором возникает потребность понять высшее? Только начать развивать эту "точку в сердце" по методике, которую разработали каббалисты. Вначале (а это может занять несколько лет, пять-шесть) он начнет постепенно, "по нарастающей" чувствовать внешний мир. Тогда у него появляется понимание всех причин происходящего в нашем мире, потому что он уже видит картину того, куда уходят все сигналы от наших действий, сил, мыслей. Для того, чтобы увидеть эту картину и необходимо развить шестое чувство. В пяти наших органах чувств она неощутима. Наше "Я" – истинная суть человека – ощущается только в шестом чувстве.
Как только оно развивается, человек начинает чувствовать то, что называется "душой". Он начинает, утверждает каббалист, буквально видеть мысли, желания, ощущать, каким образом они переходят от него к другим людям, каким образом он получает их и находится под влиянием остальных, каким образом это завязываeтся во всем мироздании со всей окружающей природой и нисходит обратно к людям.
Человек, таким образом, получает возможность четко представлять себе прошлое, настоящее и будущее в реальном времени. У него вообще исчезает понятие времени, а в итоге он видит все абсолютно равноценно и открыто – и это первое. Второе – кроме того, что человек видит это все, он начинает обретать правильную оценку того, что происходит, и самое главное – у него возникает возможность влиять на управление свыше, извне на нас, на наше общество. Он может не только прогнозировать, говорит Лайтман, но и буквально менять, делать свое завтра. Эти силы появляются у человека в той мере, в которой он выходит из своей эгоистической природы и начинает мыслить категориями Высшего мира.
Утверждается, что это все вещи совершенно реальны, они абсолютно доступны для всех и, более того, вся природа, общий закон управления, общий закон всего творения так устроен, что постоянно заставляет людей двигаться к этому. Все человечество движется неосознанно, а тот индивидуум, который начинает осознанно двигаться к этой цели – постижению всеобщего мироздания и жизни во всем высшем объеме – этот человек уже перестает ощущать на себе давление природы – то есть страдания – и сразу же для него все мироздание кажется наполненным добром вместо зла (1).
Правильный выбор. Однако как узнать человеку, в правильную ли группу он попал? Неизвестно. Может ли он у кого-нибудь спросить об этом? Но что значит спросить? – задается вопросом Лайтман. И кому он может верить? Кому он может верить, даже если ему кто-то ответит? Потому что человек не может получить ответ на такой вопрос от кого-то постороннего. Ответ должен исходить из него. Почему? Потому, что это ответ о построении духовного кли, а 1) духовное кли человек может построить себе только сам. Если он будет выяснять для себя этот и подобные вопросы, то из них он построит духовное кли. Поэтому, что человек должен развиваться сам. Даже в науке и во всех других видах человеческой деятельности хороший учитель только направляет ученика. Но 2) ученик сам должен выявлять вопросы и 3) находить на них ответы. А иначе это не его достижение, это не его кли. Он не ощутил вопроса, он не родил в себе ответа и это не его результат. То есть в процессе генерирования вопросов и в поиске ответов на них в человеке происходит рождение более высокого уровня. Поэтому не родив кли, человек ничего не сделает, он не получит свет. Ведь все происходит по закону "ашваат ацура" – соответствия свойств.
Что значит закон соответствия свойств? Согласно онтологии каббалы, вокруг человека существует бесконечный свет. В той мере, в которой у него будет сформировано правильное желание к свету или хотя бы к какому-то его свойству, явлению, проявлению, и если человек хоть в какой-то мере настроится на это свойство, проявление, явление, то сможет ощутить его в себе. Это и будет называться раскрытием в человеке духовного мира (5).
Страдание и духовное развитие. Силы для работы со страданиями нужно брать тоже только от группы. В любых страданиях человек инстинктивно тянется к обществу, к окружению, потому что получает от него подпитку. Это происходит по простому принципу – "царат рабим – хаци нехама". Это означает, что горе общества – это для каждого полбеды, а не целое горе. То есть в противоположность ситуации, когда человек страдает в одиночестве, если с ним страдают другие люди, то он ощущает уже меньшие страдания вследствие того же духовного принципа общего кли.
"Клипот" в группе. Необходимо организовать группу таким образом, чтобы ее общий дух, общее поле, среда вызывали у человека желание трансформировать себя из ощущающего собственные недостатки в использующего их для движения вперед. В этом заключается отличие между "неэффективной" группой ("мошав лейцим" – "собрание шутников-лентяев") и группой действительно каббалистической. Хорошим свойством группы является способность ее членов из состояния самоосуждения, ощущения апатии, бездействия, находящихся под грузом собственных неисправленных свойств, быстро перейти к эффективному и радостному использованию этого состояния. Общее настроение группы обязано этому способствовать. Если группа в целом входит в состояние апатии, уныния – это значит, она полностью погружается в "клипот", т.е. находится под властью нечистых сил. В таком случае группу надо "ломать", что-то оченб быстро изменить.
Общий сосуд. Группа, душа и Творец. При создании общего кли все частички в нем были "склеены" взаимоотдачей, образуя таким образом общее тело, духовный организм. Здесь можно провести аналогию с телом, в котором при отсутствии "заботы" клеток друг о друге сразу образуется раковое тело, т.е. то, что называется раком. Значит, каждая клетка тела должна функционировать во имя всех остальных, иначе организм умирает.
Важно намерение. Если намерение "ради себя" приводит к гибели как организма, так и самой клетки, то намерение "ради других", подобно клею, пишет Лайтман, соединяет все клетки в общий живой организм. Творец наполняет души в той мере, в которой каждая из них стремится к соединению с остальными, чтобы стать подобной Творцу. Вещество, "склеивающее" души – это отдача другим. И если какая-то частичка не стремится быть подобной Творцу, т.е. не стремится склеиться с остальными частичками, то в соответствии со своим намерением она удалена от исправленного состояния. Объект, называемый душой, статичен. Меняется в нем только намерение каждого элемента по отношению к другим. Творец – это общая сила, которая вызывает изменения в этой душе и заставляет ее в итоге прийти к соответствию с Ним. Кроме Творца и этой общей души, утверждает каббала, ничего нет.
Группа и руководитель. Руководитель, указывает Лайтман, нужен для того, чтобы указывать, подсказывать – где и что нужно исправить, сделать по-другому. Поскольку руководитель – это человек, находящийся на более высшей ступени, нежели та, которой соответствует группа, то он управляет ею как бы со стороны. Группа может отклониться, уйти в сторону, не осознавая этого. Для того чтобы выровнять группу, встряхнуть ее, нужен Рав. В чем Рав должен быть большим? В том, что его советы в отношении действий по исправлению и сближению с Творцом в группе являются для указаниями. Это означает, что его мнение важнее других. А если это не так – значит, он им не Рав. Человек сам делает себе Рава. Это не должность, на которую можно избрать любого. Но без Рава группа не обойдется, и, естественно, это должен быть человек с опытом духовной работы, уже прошедший все эти состояния (5).
Главное требование в учебе. Понятие "веры" в каббале. В "Предисловии к “Талмуду Десяти Сфирот”" говорится: когда человек открывает книгу и начинает ее изучать, то самое главное — чтобы он делал это ради получения веры. Это должно быть его основное требование к учебе. Учеба должна вызвать в нем веру в Творца, веру в получение им вознаграждения и наказания в зависимости от его действий, его отношения к учебе и т.д. Итак, самым главным для человека является обретение веры.
Верой называется ощущение Творца, когда человек начинает понимать, что находится в диалоге, во взаимодействии с Творцом, когда не он отдает и получает, а Творец получает и отдает. Это взаимодействие происходит по каким-то определенным правилам, законам, которые человек хочет изучить.
Если человек открывает книгу или производит какое-либо действие, в группе или вне ее, именно с таким намерением, то тогда, как написано, в течение периода от трех до пяти лет он входит в духовный мир.
Но проблема состоит в том, чтобы, во-первых, осознать, что самое главное и единственное, что необходимо – это исправление, уподобление Творцу. Во-вторых, исправление возможно только посредством силы личного ощущения Творца. То есть при условии, что я увижу Его, смогу ощутить в себе, а Он наполнит меня, мои ощущения Собой. И я хочу увидеть Его, ощутить и сблизиться с Ним только для того, чтобы иметь возможность исправить себя, уподобиться Ему. В этом, в принципе, заключается внутреннее содержание этих пунктов "Предисловия к “Талмуду Десяти Сфирот”" (5).
Член группы и группа. Группа как маленькое государство. Необходимо смотреть на свою группу, продолжает Лайтман, как на олицетворение общей души, то есть поле деятельности по уподоблению Творцу сконцентрировано среди этих пятидесяти, ста человек. Следует принять их как сокращенную версию общей души, с пониманием того, что Творец, поставив их передо мной, дает мне возможность именно здесь, с ними найти контакт и произвести свое исправление. Допустим, каждый из членов группы соответствует определенному количеству человек: один – ста миллионам, другой – миллиарду, третий – ста тысячам, и т.д. Группа построена таким образом, что если я во всевозможных вариациях и изменениях отработаю себя по отношению к членам группы, то это практически и будет моим полным исправлением.
Что значит "полное исправление"? При достижении этого состояния в людях и в их взаимоотношениях произойдут такие изменения, которые будут способствовать совместному восхождению на все духовные ступени и возникновению между нами так называемой "склейки". Этого достаточно для создания маленького государства на духовных, каббалистических законах. А потом уже к этому образованию будет приближаться весь остальной мир. Причем, в силу того, что группа включает в себя абсолютно все элементы общей души, поэтому законы и взаимоотношения, установленные в этом маленьком каббалистическом обществе, будут таковы, что не понадобится никаких изменений (5). Коо всему остальному миру нужно относиться только как к полю деятельности, включающей в себя работу по распространению каббалы и т.д. Но духовная работа внутри группы не должна прекращаться, убегать от нее уже некуда. Если человек выведет себя из такого отношения к товарищам, то просто пойдет не в ту сторону, поэтому сразу видно, в каком состоянии он находится.
Намерения Творца. Никогда не следует трактовать, отмечает М. Лайтман, то, что происходит в группе и, в частности, с самим собой, или то, что происходит между собой и всем общим миром, и вообще все происходящее в мире, как те или иные действия или намерения Творца. Каббала потому и называется тайной наукой, что все намерения, даже наши по отношению друг к другу, скрыты. Просто известно, что все намерения человека эгоистические, но, в принципе, они скрыты, тем более, сокрыты намерения Творца. Люди, выдумывающие различные объяснения, произносящие нравоучения друг другу, ссылаясь будто бы на намерения Творца, думают, что они понимают что-то. Но не может человек это понять. Понять намерение Творца – это уровень даже не каббалиста. Намерения Творца постигаются человеком по мере его исправления. Когда Творец вселяется в тебя, ты ощущаешь Его действия в себе. Мы являемся следствием Его намерений, а намерения Творца постигаются уже после "Полного исправления". А это уже "7-е, 8-е, 9-е, 10-е тысячелетия". Эти уровни выше уровня "Конца исправления" (Гмар Тикун), они следуют за полным исправлением и дальше, и называются Тайнами Торы. Тайны – не потому, что нельзя их раскрывать, их просто невозможно никому объяснить. Они являются Тайнами в силу того, что никто не в состоянии в них что-либо понять (5). Мы никогда не можем комментировать Творца, это занятие совершенно невероятное. Но есть любители этого, их бывает много в каждой группе – постепенно это исправляется.
Никто никому не должен читать нотаций. Лайтман также объясняет, почему человеку дают увидеть в себе только то, что он в состоянии ощутить и выдержать, больше же этого – нельзя. Нельзя показывать человеку даже чуть больше того, что он может выдержать. Оптимально сверху так и показывают. Поэтому никто никому не должен читать нотаций. Конечно, можно кричать на другого по поводу невыполнения им какого-либо задания и т.п. Но не вмешиваться во внутренние процессы. Есть вещи, относящиеся к духовному, и тут нельзя ничего сделать. Потому что Творец таким образом раскрывает каждому то, что тот способен ощутить. Только в такой мере человек может ощутить себя неисправленным. И не больше. И нельзя в это вмешиваться, ибо сказано: "перед слепым не клади препятствий". Только Творец знает, что и как надо раскрыть человеку, чтобы тот ощутил себя неисправленным, поэтому даже Рав не имеет права в это вмешиваться. Только Творец имеет отношение к тому, что касается раскрытия духовного кли в его неисправленном состоянии. Потому что душа каждого находится в руках Творца, в руках этого Света. "Конструкцию твоей души я понять не могу, так как я такое же, созданное таким же образом, как и ты, творение. Каждый из нас остается маленьким элементом общей души" (5).
Можно указать общие пути исправления, рекомендовать те или иные действия, но – общие. Вселиться в другого человека человек не может. Каждый пребывает сам в себе. Поэтому руководитель стоит и смотрит, со стороны указывая общий путь, путь в сторону слияния с Творцом.
"Пусть мед в этих сотах сольется, а стенки растают". Методика убеждения в необходимости изучения каббалистических источников проста: необходимо довести, насколько это возможно, до сознания всех людей в мире информацию о том, что дает человеку Каббала. Чтобы каждый человек, у которого раскрывается точка в сердце, знал, что существует методика, которая эту точку в сердце успокоит, т.е. разовьет и наполнит. Духовное распространение происходит тогда, когда мы целеустремленно занимаемся с определенной целью, с определенным намерением. Ведь точка в сердце каждого человека и так соединена с точками в сердце абсолютно всех людей в мире. Люди представляют собой одно общее кли, одну душу (5).Поэтому необходимо, чтобы от точек в сердцах каббалистов нечто подобное излучению проникло во все остальные души, несмотря на то, что каждая из них находится в своей эгоистической оболочке, как соты в улье. Нужно, чтобы мед в этих сотах слился вместе, а стенок бы не было, чтобы они ушли, растворились. Если заниматься с таким намерением, и с таким же намерением заниматься вещественным распространением, то это будет, помимо всего прочего, еще и духовным распространением, и оно обладает очень сильным воздействием. Основная задача – распространение через материальный носитель. Надо максимально использовать материальный носитель, подчеркивает Лайтман.
Материальное и духовное. Но после того как человек делает все, что от него зависит, он начинает задаваться вопросом, что он не видит отклика на свои усилия. И поскольку он тратит на распространение очень много энергии и очень много желания и не получает ответа, у него возникает кли хисарон, ощущение, что распространение, которым он занимается, недостаточно эффективное. Каким же тогда оно должно быть? И здесь к человеку приходит другая, вторая составляющая распространения – духовная. Человек начинает понимать – того, что он делает, недостаточно, и к материальному распространению он должен присоединить еще и духовное распространение. Он должен вложить в распространение духовную силу. Он должен вложить в него свое намерение. И оно проявляется. Намерение появляется по мере того, как человек занимается распространением. Потому что его физические действия строят в нем нормальное внутреннее намерение. Но намерение не может появиться раньше физических действий человека (5). Когда человек вырастает до уровня духовного развития, на него эти страхи уже практически не действуют. Он не может сам себя ни к чему принудить, не может сам себя практически ни в чем ограничить. И точно так же нельзя ставить для него никаких внешних ограничений, кроме ограничений для его вхождения в общее групповое кли…
Организация работы. Как все должно быть организовано? Необходимо выработать 1) общую систему занятий. Каждая группа должна 2) следовать установленному плану. Человека строит в первую очередь 3) правильная учеба, 4) чтение нормальных статей, писем, 5) изучение правильного материала, 6) правильная подача материала, 7) учеба в правильном порядке. Значит, 8 ) изучать материал необходимо точно по той методике, которая принята у продвинутой группы. Тогда 9) группа, которая берет эту методику и изучает по ней материал, естественно, уже в чем-то будет понимать последнюю, а та - ее. Надо создать 10) четко работающий через Интернет открытый университет. Куда мог бы зайти любой человек в мире, или один, или с группой, и взять для себя программу занятий, материал занятий, с тем, чтобы выполнять программу, изучать, повторять материал, делать задания, давать ответы на заданные в конце занятий вопросы, присылать эти ответы нам, получать оценки для самоконтроля и знать, где они находятся и таким образом идти вперед. Такая система должна работать, как открытый университет. То, что касается занятий, должно быть сделано в первую очередь.
Далее, если 11) группа большая или действительно перспективная, она должна иметь связь с центром Лайтмана. 12) Между ними должен быть контакт, ибо результат совместного сближения неоценим. Он 13) зависит и от того, сколько будет выпито и закушено, 14) зависит и от работы на кухне, и так далее. "Им эйн ани ли ми ли?" – если не я, то кто мне поможет? Поэтому говорится только о том, что следует делать. А что из этого выйдет, подчеркивает каббалист, неизвестно. В Торе сказано: когда старики разрушают, это строительство, когда молодые строят, это разрушение. Поэтому внешнее действие может выглядеть как разрушение.
Бааль Сулам приводил такой пример: отец с сыном пришли к портному шить костюм и портной начал резать материал. И тут сын закричал: "Смотри, что он делает!" Отец понимает, что из этого выйдет, а сын не понимает, ему кажется, что уничтожают такой красивый кусок ткани (5).
В чем состоит цель заочного обучения? Духовную информацию невозможно передать по проводам. Однако если человек в течение полугода, года, будет изучать правильный материал и выполнять то, что ему предлагается, то в итоге внешнего правильного обучения у него появится правильный ход мысли, направление, взгляд, нужное понимание, и он начнет ощущать и духовно. Есть случаи, когда люди, которые а) работают над лайтмановским материалом, б) слушают его занятия, в) находятся с ним в постоянном контакте – г) духовно находятся с ним. Они поразительным образом д) воспринимают правильный подход к духовному.
Учитель и ученики. Итак, можно задаться вопросом: каково место Учителя в этом процессе, который происходит силой и под руководством Творца? Все усилия рава направлены на то, чтобы, не привязывая учеников к себе, сделать их самостоятельными, чтобы ни в коем случае не смотрели на него, а сквозь него смотрели на Творца.
Ученик должен учиться быть похожим не на рава, а на Творца. Такой ученик называется "талмид-хахам" "Хахам" – называется Творец, потому что является источником света хохма. А "талмид" – ученик, который учится принимать этот свет хохма и отдавать его таким же образом. И называется "талмид хахам", потому что учится у Творца быть Ему подобным.
Творец получает огромное наслаждение от того, что Его создания создают и обновляют творение подобно Ему. А вся наша сила обновления и развития, которые мы проходим ступенька за ступенькой (мы не делаем ничего нового, а только проходим все те же ступеньки снизу вверх), это вид подражания Творцу. Насколько свойства и действия человека подобны Творцу, настолько он доставляет Ему наслаждение (7).
Катализатор в духовном пути. Россия – это страна, полагает Лайтман, накопившая страдания, и влечение к Каббале, к исправлению, к осознанию причины страданий, здесь огромна. И как никто в мире, Россия и русский народ предрасположены к правильному пониманию и впитыванию этих идей. В Америке тоже появились очень положительные изменения – внутренняя неуверенность, ощущение того, что не так уж их и любят в мире, и, вообще, не очень-то они кому-то нужны, а их путь нельзя назвать непогрешимым, и они уже не являются примером для всех. Все это сегодня, считает каббалист, в достаточной степени ясно для них. Может быть, еще не всем, но уже нет того зазнайства и чувства непогрешимости, как было раньше. И это тоже дает хорошие предпосылки для распространения Каббалы. Но в России "зерно взрастет, куда не брось" (5).
Прошлые состояния. Человек, который идет вперед, духовно растет, практически проходит все свои прошлые состояния. Что это означает? Ему не надо прокручивать пленку своей прошлой жизни. То, что он жил как животное 20-30 раз на этой земле, то, сколько он съел и выпил, – это никому неинтересно, и ему самому, в том числе. Какая разница, где жил, в какой деревне и за какими коровами там ухаживал – это тоже ни ему самому и никому другому не интересно. В группе люди разные – есть более умные, есть более глупые, есть такие, которым тяжело думать – это не имеет никакого значения. Есть указание в Торе: если человек стремится к свету, он этот свет получит, и это зависит не от его способностей, а от того, насколько он к этому стремится.
. Некоторые души должны раньше начать двигаться к этому, есть такие, которые качественно должны выполнять определенную работу, пока другие осуществляют то, что им положено, а потом пересортировываются (5).То есть это – огромный организм. Когда он ощущается, это называется сиянием Шхины, т.е. переливанием этого огромного, общего организма, который сам себя излечивает, а люди являются частичками этого организма, которые излечиваются. Ничего в мире не происходит вне этого организма. И, естественно, то, что эти люди ощущают, является только следствием вот этих вынуждающих сил, толкающих каждую частичку и весь организм в целом к исправленному состоянию. Итак, заключает каббалист, необходимо всегда заботиться о намерении насладить Творца, чтобы только лишь величина намерения "ради Творца" стала величиной, емкостью кли, с которым работает человек.
Значение веры. Она, отмечает Лайтман, не просто самое важное. Вера – это единственное, чего мы должны достичь, и ничего иного, кроме нее. "Верой своей будет жить праведник". Помимо "экрана" и "отраженного света" – света Бины, в который одевается свет Хохма, – нет более ничего. Поэтому только об этом и следует заботиться (5).
Суть духовного роста. В соответствии с тем, что всем необходимо воссоединиться в одно единое кли, каждый растет, только лишь соединяясь с остальными. Возможно, кто-то ошибочно считает, будто именно он растет самостоятельно. Это не так, никогда не может быть того, чтобы человек рос сам по себе, становясь все больше и больше. Если он действительно растет, подчеркивает каббалист, то за счет того, что соединяется с одним, другим, третьим, четвертым… Лишь это является признаком его роста. Мнение, будто можно расти не за счет соединения с другими, а самому по себе, даже если никого нет вокруг – большое заблуждение. Объяснение этому очень простое: душа Адама Ришон разбилась на множество осколков – мельчайших частиц. Если соединить их вместе, образуется большое кли, единая душа.
Список литературы
1.Лайтман М. Брошюра 4. Ответы Каббалиста.
2. Лайтман М. Брошюра 6. Тайный смысл Библии.
3. Лайтман М. Брошюры 1-6 и Выпуск №4 Российское Философское общество РАН.
4. Лайтман М. Духовное возрождение. По оригинальным рукописям Бааль Сулама "Мир в мире", "Последнее поколение", Газета "Народ". – 2008.
5. Лайтман М. Зарождение общества будущего.
6. Лайтман М. Открываем Зоар. Буквы. – М.: НФ "ИПИ", 2010. – 192 с.
7. Лайтман М. Что такое каббала.