Как заполучить желанный "банан"?
Вопрос: Ученые провели эксперимент: посадили в клетку пять обезьян, привязали сверху бананы и поставили лестницу. Когда одна из них попыталась сорвать банан, тут же включили холодную воду, окатив ею всех обезьян. То же самое произошло при попытке второй обезьяны сорвать банан. Но когда за ним полезла третья, все остальные стали ее удерживать.
Затем обезьян по очереди начали заменять на новеньких, которых раньше не обливали водой. Но как только они пытались вскарабкаться на лестницу, все остальные не давали им это сделать. Самое интересное, что когда заменили всех обезьян, то они уже не давали сорвать банан всем последующим, и самой активной из них была первая обезьяна из тех, которые не были облиты водой. Что же произошло?
Ответ: Эта обезьяна перешла из уровня знания в уровень веры.
Она приняла все, что произошло, на веру, и поэтому в ней это перешло на более высокий уровень. Для нее запрет стал догмой. Если у первых обезьян реакция зависела от страха перед холодной водой, то у нее она уже ни от чего не зависит. Ее установка: "Нельзя!". Это выше всякого знания, выше всяких сомнений! Фанатичное отрицание!
Это – уровень фанатизма, религии.
Вопрос: Получается, что так легче управлять сотрудниками? Но, допустим, детей мы воспитываем не просто догмами, а стараемся объяснять, как лучше поступать. А с сотрудниками?
Ответ: Как видите, существует два разных подхода. Либо человека воспитывают, постепенно доводя до нужного уровня культуры.
Либо, и это легче всего, воспитывают его на догмах: "Нельзя! Так написано в священных писаниях. Иначе будет божье наказание", – и т.д. Естественно, это поддерживается общественным мнением и входит уже в область заповедей. На этом заканчивается любой процесс обучения, человек становится фанатиком, как те же обезьяны в вышеприведенном примере. Ни о каком большем развитии даже не может быть речи.
Такое, в частности, наблюдалось при советской власти. Вместо того чтобы поднимать культурный уровень населения, обучать всех и показывать, насколько коллективизм – полезная вещь, людей силой заставляли принимать эти идеи, под давлением, под страхом: Сибирь, голод и т.д. Тем не менее, мы видим, к чему всё пришло, ведь все равно меняются люди, меняются поколения – ничего не сделаешь. Но на короткий срок это входит в разряд религии.
А религия, если она поддерживается массами, и еще сулит им некое будущее вознаграждение, то живет веками, хотя не имеет под собой никакой основы.
Реплика: Но ведь работодатель тоже пытается интуитивно это использовать: в компании создаются своеобразные "библии": кодексы, каноны, свод правил и норм…
Ответ: На каком-то небольшом этапе это вполне возможно. Но мы ведь не обезьяны, мы не заперты в клетке, и поэтому люди захотят любыми способами получить этот "банан" в самом надежном виде.
Не думаю, что в наше время страх – это способ руководить. Во-первых, в нынешнем открытом мире мы у всех на виду: сразу же начнется обсуждение и осуждение. И потом в человеке возникают уже совершенно другие уровни желаний – его трудно запугать. Поэтому без интегрального воспитания не обойтись.
К тому же, почему запрет должен быть выгоден хозяину? Ведь если человек станет более творческим, он сам поймет, что этого не стоит делать, и обратит запрет во что-то полезное.
Из ТВ программы "Кадровые секреты", 07.02.2013
Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.
Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.
Если нет - зарегистрируйтесь.