Истина на костылях
Бааль Сулам, "Мир в мире": Все не могут работать одинаково. Всегда найдется тот, кто, по слабости, прилагает за час работы усилия намного бóльшие, чем другой за два часа или больше. Таким образом, невозможно базироваться на критерии усилий человека, потому что они не поддаются оценке.
На деле сильные и предприимчивые от природы члены общества получают выгоду от чужих усилий и злонамеренно эксплуатируют их вопреки категории истины. Ведь сами они прилагают совсем незначительные усилия по сравнению со слабыми и ленивыми членами общества.
Как же оценивать людей по правде – согласно категории истины? Сама по себе, это замечательная и верная категория. Она утверждает простую вещь: сколько человек дает, столько и заслуживает. А значит, всех и каждого мы должны оценивать правильно, правдиво, сообразно с его вкладом, поскольку таков закон природы. Можно придумать множество других законов, но в природе дело обстоит именно так: по усилиям – платеж.
Только вот усилия надо измерять не в абсолютных, а в относительных, удельных величинах. Например, мне очень тяжело поднять десятикилограммовый груз и пронести его десять километров, а для другого это будет легкой прогулкой, и он даже не почувствует своей ноши. Мне после этого понадобится отдохнуть часика два, восстановить силы, подкрепиться, а он совсем не устанет и только взбодрится.
Вот и выходит, что мы не можем использовать категорию истины, не знаем критериев точного расчета. Как же жить по правде в человеческом обществе?
В неживой, растительной и животной природе этой проблемы нет, там всё осуществляется согласно истине, даже если мы не замечаем этого, поскольку не охватываем всей картины. Каждый вид заполняет свою нишу, все сопряжены, всеми движут инстинкты, заложенные природой, и в целом, всё верно.
Мы же не знаем, как руководствоваться истиной, потому что на человеческой ступени природа словно "отпустила вожжи", оставила нас и предоставила самим налаживать отношения – причем не поодиночке, а в обществе. И именно интеграция в общество и представляет проблему.
Во времена примитивного уклада общество было как одна стая, одна семья, и не требовало особых расчетов. Тогда долю каждого определяло семейное, племенное чувство общности, и это соответствовало законам природы.
Однако когда взаимосвязь между людьми утратила семейный фундамент и перешла в "профессиональную" область обмена услугами, когда люди вышли из своих семей, кланов, племен, деревень и начали развиваться, тогда-то и возникла проблема. Ведь теперь я смотрю на других, сравниваю себя с ними и стремлюсь отдать им как можно меньше, а получить от них как можно больше. Мы с ближними уже не единая система и потому не знаем, как уживаться вместе. Категория истины между нами затушевана, размыта, в результате чего мы не понимаем, не чувствуем друг друга.
– Я работал над вашим ботинком целую неделю, – говорит мне сапожник.
И откуда мне знать: врет ли он или починка действительно потребовала от него больших усилий – но из-за непрофессионализма? Месяц назад в другой мастерской такой же ботинок сделали мне за день и взяли гроши, а теперь я должен заплатить в четыре раза дороже, прождав неделю?
Короче говоря, выходя за рамки естественной общности, мы сталкиваемся с неразрешимыми проблемами. Мы неспособны соблюдать категорию истины и нуждаемся в дополнительных критериях, чтобы хоть как-то поддерживать ее. Ведь если она падет, в человеческом обществе начнется хаос. Вот и приходится ставить ей "подпорки": социальные программы, национальное страхование, больничные кассы, пенсионные фонды, бесплатное образование и т.д. Мы не полагаемся на то, что человек сам проследит за полноценной реализацией категории истины, потому что знаем: ничего он не реализует. Вместо этого государство берет на себя заботы по компенсации, чтобы "удерживаться на плаву" неподалеку от недостижимого берега.
У нас нет никакой возможности достичь его. С тех пор как мы променяли родственные узы на торговые связи, выстроенные по принципу взаимообмена, общество находится в большом конфликте с одной лишь этой категорией – с истиной. Не соблюдая ее, мы страдаем и не знаем, как быть; а соблюдая хоть как-то, чувствуем, что все равно "фальшивим"…
Это порождает вечную борьбу между массами и элитами. Ведь согласно категории истины, все должны быть равны – однако элиты забирают себе львиную долю богатств, а массы остаются ни с чем. Всё это вращается вокруг той же самой, изначальной проблемы.
Где же выход? Можем ли мы устанавливать истинные критерии? Для этого надо, чтобы каждый чувствовал всех так же, как чувствует себя. Категория истины не может базироваться на чем-то меньшем. Мне необходимо чувствовать, сколько на самом деле усилий прикладывают ближние и я сам, и, исходя из этого, выравнивать, восполнять наши отношения.
Если бы мы могли измерять, сколько каждый получил от природы, насколько он здоров, насколько способен производить ту или иную работу и какова истинная ценность ее плодов, тогда, возможно, мы правильно распределяли бы ресурсы. Однако в действительности наши расчеты всегда будут неверны, и никогда мы не поделим богатства по справедливости, честно и правильно – потому что сам Творец вмешивается в ситуацию. Он намеренно портит дело, для того чтобы мы пришли к Нему. Ведь истина – это Он.
И потому проблема не в справедливом распределении по заслугам, а в альтруистическом намерении – намерении на отдачу. Любые расчеты будут верны только при условии, если мы делаем их, чтобы установить связь с Творцом. Лишь тогда мы сможем распределять благо согласно категории истины.
По этой же причине не удался "социалистический эксперимент" в России. Ведь у его организаторов не было ключевой ниточки – связи с высшим светом. Возможность такая имелась, но в итоге Высшее управление сделало из этого дурной пример…
Из урока по статье "Мир в мире", 27.06.2013
Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.
Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.
Если нет - зарегистрируйтесь.
спасибо)