О глобальных проектах
Мнение (М. Хазин): В 16в. в Европе настал малый ледниковый период, продовольствия стало меньше необходимого для выживания населения.
Решение требовало денег, а они были только в католических монастырях, которые сотни лет получали десятину и не тратили ее.
1517 год – Мартин Лютер начинает Реформацию – выдвигает претензии к католической церкви, забирает деньги у монастырей по северу Европы, где победил протестантизм, – потому что там изменения климата сделали жизнь невозможной.
Деньги есть, но пищи нет. – Тогда в рамках протестантизма был легализован, запрещённый Библией, ссудный процент. Отмена запрета на ссудный процент позволила перестроить цеховое производство, с его стабильными социальными механизмами, на научно-технический прогресс, поглотивший феодальную систему.
Так на севере Европы возникла экономическая модель, которая позволила производить всё возрастающий объём добавленной стоимости, которую можно было обменивать на юге на еду.
К середине 18 в. стало ясно, что разрешение ссудного процента, т.е. капиталистический проект, не может обеспечить стабильное развитие общества. Но вернуться к прежнему, значило отказываться от научно-технического прогресса. Этим путем пошел исламский глобальный проект – и проиграл – к 20 в. не обеспечил построение современного технологического общества. Поэтому выход из кризиса в 18 в. искали именно прогрессистский, обеспечивающий прогресс, как главное условие существования человечества на Земле.
Нашли 2 варианта:
1 – устранить социальную нестабильность можно, не уничтожая капиталистическую систему, а уничтожив в обществе остатки библейской системы ценностей. Так возник современный "западный" глобальный проект, где главное – свобода (право каждого выбирать систему ценностей) и политкорректность (толерантность) – запрет общества эту систему ценностей анализировать и критиковать. Что получилось – видим!
2 – поскольку прогресс останавливать нельзя, то нельзя отменять ссудный процент, а чтобы он не разрушал базовую систему ценностей, его оставим, но ликвидируем его главное негативное следствие – частное присвоение ростовщической прибыли! – Так возникает "красный" проект – запрет на частное присвоение доходов от ссудного процента, на частную собственность, на средства производства.
Противоречие между "красным" и "западным" проектами принципиальное – один направлен на максимизацию прибыли, другой её запрещает. "Красный" проект умер, сегодня умирает "западный", поскольку экономическая система больше не может обеспечить постоянный научно-технический прогресс. Нас неминуемо ждёт появление новых глобальных проектов.
Остановка НТП возбуждает старые религиозные проекты, поскольку сегодня на первое место выходят как раз социальные вопросы. Если мы не готовы отказаться от прогресса, то остается только "красный" проект. Если готовы отказаться от прогресса – то есть исламский, католический, православный и другие проекты. Активность будут проявлять все. Но главный фактор, который определит путь человечество, – "нужен ли нам прогресс?"
Пока ясно только одно: религиозные проекты дают социальную стабильность, но в рамках глубокого застоя. "Красный" – обеспечивает движение не научно-техническое, а социальное. Но готовы ли мы к нему?
Реплика: Несомненно, после "выяснений" войнами или распространением Интегрального Образования, победит "красный проект" – но не диктатурой, а именно образованием и воспитанием масс.
Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.
Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.
Если нет - зарегистрируйтесь.
Чувствуется филисофский подход. Например, если переселить часть землян на Луну, то на Земле освободится место, а на Луне будет вообще "коммунизм". Но этот проект - "фэнтези" - такого никогда не будет. Если сегодня прекратить выращивать пшеницу на земле, то голод автоматически не наступит. Уже сегодня природа предлагает множество форм пищи (дикорастущих растений), которые обладают намного большим экономыческим потенциалом, чем пшеница. Но вопрос то, не в ресурсах, а в отношениии к ресурсам. Поэтому не нужно "екологические проекты" называть старыми и противоречащими прогрессу, необходимо отказаться от искусственных ярлыков. Сомнения, возникающие при анализе модэли - есть поводом для исключения этой модели.