Кольцо Аннапурны: можно ли примириться с природой?
Вопрос: Несчастье приключилось с сотнями туристов, решивших посетить гималайское "Кольцо Аннапурны" – живописнейший туристский маршрут в Непале.
Погода там в это время года обычно благоприятствовала гостям, однако нынешний октябрь приготовил им "сюрприз" – циклон, снежные бури и лавины. Сотни человек оказались в плену снегов, многие были травмированы, 40 погибли, из них четверо – израильтяне.
Это событие вызвало в душе у многих не только горе, но и чувство беспомощности перед подобными катаклизмами. Людям в очередной раз пришлось признать, что они малы перед "покоренной" природой.
Какие выводы можно сделать из происшедшего? Впору ли в очередной раз поднять руки: "Ничего не поделаешь, бывает"? Или можно все-таки почерпнуть какой-то урок из этой трагедии?
Ответ: Нам хочется познать, изучить природу, сблизиться с ней. С одной стороны, мы создаем себе искусственные жилища, пытаясь сбежать, оградиться от ее агрессивного воздействия, от неудобств, бедствий и катаклизмов, а с другой стороны, надо понимать, что всё это зависит только от нашего поведения, от нашего состояния.
Примером тому – Ной, укрывшийся в ковчеге. Примером тому – Лот, бежавший при уничтожении Содома и Гоморры. Природа многократно обрушивалась на нас на протяжении истории. Можно вспомнить гибель Помпеи или страшные эпидемии.
Помимо войн и прочих изъянов человеческой ступени, мы получаем удары именно через природу – неживую, растительную и животную. И все они вызваны тем, что мы не восполняем, не сравниваем, не примиряем себя с Природой в целом.
Если бы мы постоянно стремились к большему равновесию, к большей близости с ней, если бы старались правильнее выстраивать отношения между собой на высшей ступени системной иерархии, то, соответственно, получали бы позитивные отклики с более низких природных уровней.
Связь эта не видна, не ясна нам. Ее надо выявлять и изучать в рамках науки каббала. И, в контексте современности, механизм очень прост: установив равновесие на человеческой ступени, мы спроецируем его вниз на все остальные уровни: животный, растительный и неживой.
И тогда у нас не будет никаких проблем. Даже свирепые хищники не набросятся, если мы к ним подойдем. Человек, оставшись один посреди океана, вернется целым и невредимым.
Ведь всё зависит от того, насколько мы ладим между собой, на самой высокой, Человеческой ступени. Водворяя правильные человеческие взаимоотношения, мы управляем всеми остальными пластами Природы.
Вопрос: Эта связь крайне тяжела для понимания. Бури и землетрясения кажутся такими грозными и независимыми от нас…
Ответ: Нельзя забывать, что речь идет о единой системе мироздания. Казалось бы, как соизмерить себя с исполинскими вселенскими процессами, с энергией звезд, с нашей Солнечной системой? Но тем не менее, наука каббала детально разбирает и объясняет взаимодействие Земли, Солнца, Луны, планет и т.д. Она показывает, как мы управляем различными процессами и как они влияют на нас в рамках неразрывной взаимосвязи.
Наш долг – понять это. Ведь если нам и кажется иногда, что мы держим всё в руках и можем защищаться от стихийных бедствий, – это неверно. Напротив, развиваясь, мы становимся всё "нежнее", всё чувствительнее, всё беззащитнее перед ними.
Мы разрабатываем технику и технологию, мы создаем себе всё новые "оболочки", всё более модернизированные системы обслуживания и защиты – но тем самым повышаются шансы на их отказ, на то, что однажды мы потеряем над ними контроль.
В пути нас поджидают самые неожиданные катастрофы, в том числе техногенные, по примеру Чернобыля или Фукусимы. Другой пример: "маленькая" вспышка на Солнце грозит человечеству неисчислимыми бедствиями, вплоть до исчезновения с лица Земли.
Вообще, любой природный механизм, любой процесс, любой комплекс частей природы держится на хрупком равновесии, будь то Гималайский хребет или распад частиц в ядерных реакторах АЭС, которые, фигурально выражаясь, запускают атомную бомбу, но, вместо взрыва, держат ее "на слабом огне". До тех пор, пока не происходит непредвиденное…
Эти рукотворные угрозы добавляются к стихийным напастям, которые могут произойти где угодно и когда угодно.
И здесь важно понимать: всё происходит не случайно, не вдруг. Ведь раз уж Природа представляет собой единую систему, то все ее части со всех уровней воздействуют друг на друга. И поскольку человек является центром мироздания, постольку он воздействует на систему сильнее, чем все прочие факторы, неживые, растительные и животные. Что бы ни происходило, это происходит только из-за человека.
Вопрос: Человек действительно мнит себя "пупом земли", "центром вселенной" – сознательно или безотчетно. Но вдруг природа дает убийственную "пощечину" – такую, как в Непале. И оказывается, что это мы зависим от нее, а не она от нас…
Ответ: Верно, но это бедствие вызвано нами. Случайностей не бывает. Внезапность – это еще не понятая закономерность. Мы – причина всего происходящего в мире.
Развитие человеческого рода подразделяется на несколько этапов. Для нас вехи на этом пути – Адам, Авраам, Моше, Рашби и Ари. Так вот, со времен Ари, а точнее, в наши дни наступила особая эпоха в истории. Подобно ребенку, который подрос и уже способен отвечать за себя, мы можем контролировать все процессы и сами определять свое следующее состояние.
Из 447-й беседы о новой жизни, 21.10.2014
Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.
Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.
Если нет - зарегистрируйтесь.