Дети Вселенной, ч.2
Начало – в посте Дети Вселенной, ч.1
Нельзя сказать, что человек познал себя, – не говоря уже о человечестве в целом. И как следствие, мы не можем познать этот мир – ведь он представляет собой комплекс всех уровней: неживого, растительного, животного и человеческого.
Не можем, в первую очередь, потому, что не знаем себя. Приходится признать, что даже психология не является наукой в полном смысле слова. Сущность человека всегда остается для нас под знаком вопроса. Мы наблюдаем на себе результаты, следствия чего-то, отклики на что-то, да и их изучаем весьма ограниченным образом, будучи зависимыми и необъективными в своих оценках.
И уж тем более мы беспомощны, желая подняться на более высокую ступень – ту, что создала нас, – и еще выше, к программе творения. По различным событиям и по опыту собственного продвижения мы видим, что все силы природы пребывают в единой, цельной, интегральной системе. И силы эти действуют согласно некоему процессу, задействуются согласно некоей общей программе, которая нам неведома.
При этом сами мы тоже охвачены ею. Но если неживая, растительная и животная природа реализует эту программу инстинктивно, по командам сил природы, то у нас, наряду с ощущением задействованности, есть также ощущение собственного действия.
Если, исходя из двух этих ощущений, мы могли бы правильно подходить к исследованию природы, то, возможно, и достигли бы чего-то. Однако наука, в принципе, не занимается изысканиями на человеческом уровне, поскольку там у нас нет реальных средств замера.
В результате мы наблюдаем за происходящим – и в этом суть наших исследований. Мы наблюдаем, собираем данные и из них составляем систему научных знаний. Кроме того, мы используем свои скромные возможности по воздействию на те или иные явления и состояния неживой, растительной, животной и человеческой природы – и наблюдаем реакцию, которая тоже позволяет что-то понять.
Даже если абстрагироваться от того, что все наши наблюдения и исследования базируются на собственном субъективном восприятии, все равно итоговые сведения, в сущности, дают нам немногое. Ведь они почерпнуты пятью нашими ограниченными органами чувств.
Изучая представителей флоры и фауны, мы видим границы диапазона их восприятия, но и эти оценки сомнительны – ведь мы опять-таки сравниваем их с собой, а не с настоящим эталоном. Наше трехмерное видение, наш пульс, отмеряющий мгновения, движение небесных тел, отмеряющее сутки, геологические периоды и возраст Вселенной, – всё это очень субъективные показатели.
И потому наше желание познать Вселенную, на самом деле, несерьезно. Человек, подобно маленькому ребенку, приписывает себе слишком большие возможности. А в конечном счете, мы используем лишь те силы природы, до которых можем дотянуться, – собираем их, составляем в несложные схемы и применяем в меру своих сил.
Таким образом, в использовании природы мы сравнительно недалеко ушли от первобытного человека, взявшего в руки палку, чтобы строить и разрушать. Правда, у нас несколько другие "палки" – ускорители частиц, обсерватории и пр. Однако принцип тот же: как малыш всё хочет пощупать и попробовать на вкус, так и мы, только на другом уровне.
Мы даже не сознаём, до какой степени ограниченны. Лишь тут и там мы обнаруживаем, что природа намного более широка и глубока, но куда и насколько она простирается, нам неизвестно. Мы не в силах проникать в более высокие измерения, не в силах выбраться из своего трехмерного "шаблона", из координат времени-движения-пространства.
Продолжение следует…
Из 308-й беседы о новой жизни, 02.03.2014
Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.
Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.
Если нет - зарегистрируйтесь.