Когда нарушены все границы
Вопрос: У животных есть чутье, которое помогает им выживать. Почему у нас нет таких же здравых инстинктов, которые могли бы привести нас к благополучию в жизни?
Ответ: Как правило, человек не делает расчет, а немедленно сдается и выполняет то, что требует желание. У него нет выбора: я хочу! Хочу – это всё.
Вопрос: Можем ли мы, заранее зная, что нами управляют желания, справиться с этим состоянием?
Ответ: В конечном счете, нет. Единственное, что нам под силу - выполнять особые упражнения, чтобы выработать привычку преодолевать одно желание за счет другого. Вот и все. Скажем, мать говорит ребенку: "Сделай уроки – куплю тебе мороженое". Он прикидывает, что вместо наказания может получить вознаграждение, и делает.
Здесь действует расчет, но расчет обязывающий: я хочу вознаграждения без работы и усилия со своей стороны. Я хотел бы вообще не делать уроки и получить мороженое, но от безвыходности делаю. И тогда я еще больше ненавижу уроки, потому что не могу от них избавиться.
На самом деле у нас нет выбора, потому что мы не можем устоять против своих желаний. Только страх, и то до определенного уровня, помогает человеку удержать себя в правильном поведении. Это называется воспитанием с помощью морали: мы рассказываем детям о том, насколько будем страдать, если пойдем на поводу у своих желаний.
Этот метод порождает много проблем: ограничивая и пугая человека, мы делаем из него машину, которая действует только из страха.
Вопрос: Возможно, эти рамки охраняют человека?
Ответ: Моральные запреты и страх лишиться вознаграждения в будущем мире удерживают людей по безвыходности, однако при условии, что их желание насладиться небольшое. Но поскольку это желание день ото дня растет, сегодня мы пришли к тому, что религия и мораль уже не удерживают нас в рамках. И мы делаем то, что нам хочется, следуя за своими желаниями во всех областях – в еде, сексе, семье, отношениях в обществе.
Эта открытость сейчас воспринимается как норма: так принято, нет больше никаких границ. В таком случае человек должен проверить: это лучше для него или хуже? Раньше он был под прессом общества, которое постоянно его ограничивало, как, скажем, традиционное английское воспитание, а сейчас ему стало хорошо, ведь он живет, как ему хочется. Тем не менее, мы видим, что он все-таки несчастлив.
Вопрос: Каков же следующий шаг?
Ответ: Ценности и взаимопомощь человек получает от общества. Поэтому надо привести его к правильной взаимосвязи с окружением. В этой взаимной связи он сможет выяснить нормы, необходимые для достижения желаемого.
Из 247-й беседы о новой жизни, 7.11.2013
Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.
Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.
Если нет - зарегистрируйтесь.