Путь к счастью лежит через Содом
Реплика: Очень красивая цитата Сомерсета Моэма: "Когда вы станете старше, вы поймете, что в мире можно хоть как-нибудь жить только при одном непременном условии: надо понять, что эгоизм – это естественное свойство человека.
Когда вы примиритесь с мыслью, что каждый живет только для себя, вы будете куда снисходительнее к своим ближним. Они перестанут обманывать ваши надежды, и вы начнете относиться к ним милосерднее. Люди стремятся в жизни только к одному – к наслаждению".
Вопрос такой: получается, надо смириться с этой мыслью, что каждый – эгоист, каждый так живет, и от этого всё успокоится?
Ответ: Конечно, если все примут такое условие.
Вопрос: Если мы поймем, что каждый живет в своем эгоизме, и я тоже, то все успокоится?
Ответ: Да, конечно.
Вопрос: Это всё-таки закон "твоё – твоё, моё – моё", правильно?
Ответ: Это первый закон на пути к настоящему миру – что я принимаю все слабости других, это называется "твоё – твоё, и моё – моё", и мы не лезем друг к другу, уважаем друг друга.
Это еще не говорится о сближении, о слиянии, "возлюби ближнего как себя", но это говорится о понимании нашего общего закона природы.
Вопрос: То есть вы считаете этот закон справедливым, этот закон нашего мира?
Ответ: На каком-то этапе – да.
Реплика: Но ведь Содом был построен именно на этом принципе.
Ответ: А почему ты думаешь, что Содом – это очень плохо? Я думаю, что если бы нам сегодня предложили вместо нашего состояния Содом, то мы, разобравшись в этом, с удовольствием бы его приняли. Мы были бы довольны. Не было бы ни одной войны, не было бы никаких злодеяний. Мы бы просто мирно сосуществовали.
Вопрос: Что же тогда не понравилось Творцу, что Он этот Содом перевернул?
Ответ: Это не конец творения, это не цель творения. Цель творения – чтобы все жили в заботе друг о друге.
Реплика: Понятно. А тут наказывались те, которые жили бы в заботе друг о друге. Но вы говорите, что в любом случае для первого шага это было бы хорошо.
Ответ: Я не говорю, что надо идти именно такими шагами. Но Тора нам приводит пример, что такое общество все равно будет уничтожено.
Вопрос: То есть у такого общества нет будущего?
Ответ: Нет. Но как промежуточное оно существует. Вот нам и дается пример.
Вопрос: Я предположу, что мы еще не дошли даже до этого первого полушага?
Ответ: Нам еще очень далеко до Содома.
Вопрос: До "моё – моё, твоё – твоё"?
Ответ: Да. Видите, что происходит между соседями, между государствами, между странами и вообще везде.
Реплика: То есть "твоё – моё" – это сегодня главный принцип.
Ответ: Мы находимся на самой низкой стадии развития эгоизма.
Реплика: Все время кажется, что это уже прошло, что мы уже куда-то…
Ответ: Какое?! Посмотрите, что делается! Как люди относятся друг к другу, какие у них мысли!
Вопрос: Скажите тогда, пожалуйста, если, допустим, мы приходим к этому шагу "моё – моё, твоё – твоё", следующий шаг – это "я не делаю плохо другому"?
Ответ: Да, ни в коем случае я не делаю плохо другому.
Реплика: Не делай другому того, чего ты не хочешь себе.
Ответ: Да, но это тоже еще нехорошо.
Вопрос: Это второй как бы шаг. А третий?
Ответ: А третий шаг – что я представляю себя на месте другого и делаю ему хорошо, как я представляю, что сделали бы мне. Это называется "возлюби ближнего как самого себя".
Вопрос: То есть у нас есть три шага: первый – Содом, как вы говорите, "моё – моё, твоё – твоё"; второй – "не делай другому того, чего не хочешь себе; третий – "возлюби ближнего как самого себя". И к чему мы приходим тогда, если мы делаем эти три шага?
Ответ: К тому, что все будем находиться в одном желании – творить только хорошее друг для друга.
Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.
Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.
Если нет - зарегистрируйтесь.