М. Хазин: Маркс и Каббала
М. Хазин: Маркс и Каббала (отрывок из нашей переписки)
"Если ты ставишь условием "любовь к ближнему", ты не можешь это условие, этот закон насаждать насилием. Это только русское изобретение. Такого быть просто не может!"
Некоторые мои рассуждения на это счет:
Первоначально, базовые Библейские ценности никак не были связаны с экономикой. Однако на границе 4-6 веков, когда происходило разрушение античной цивилизации (и античной модели экономики), им на смену пришла экономическая модель, которая была основана как раз на этих ценностях.
Вопреки идеям Маркса, феодальная модель не была более производительной, чем античная (уровень жизни в античных городах, Европа получила только в XIX веке, производительность труда позднеримских мануфактур была достигнута только в XVIII веке).
Но на продукцию этих мануфактур не было широкого спроса, они могли работать только до тех пор, пока государство "подкармливало" своих граждан за счет внеэкономических источников (военная добыча и серебряные рудники в Испании). Как только эти источники закончились, античная цивилизация в западном своем варианте рухнула.
Феодальная система, как раз за счет наличия в своей основе базовых Библейских ценностей, оказалась куда более устойчивой. Причем из-за запрета на ссудный процент была придумана весьма хитрая система ("цеховая"), которая ограничивала и объем производства, и номенклатуру продукции, и количество производителей, и даже технологии.
Но в XVI-XVII веках, по ряду причин (тут можно спорить, почему) была разрушена система денежного обращения в Европе и для спасения ситуации на севере этой части света стало необходимо радикально изменить модель хозяйствования.
И в качестве такой модели был взят механизм ускорения инновационного процесса за счет использования ссудного процента. С точки зрения ценностного базиса, произошла революция ценностей – один из базовых запретов был отменен.
В результате, к середине XVIII века сформировалась новая модель экономического развития, научно-технический прогресс (НТП), однако возник серьезный вопрос: как должна была развиваться цивилизация с точки зрения ценностного базиса? Ценностная модель является целостным образованием, из нее невозможно выкинуть часть, не затронув другие.
И в результате, к концу XVIII века сформировались две принципиально разные позиции: либо отказаться от всех Библейских принципов вообще, либо вернуть назад запрет на ростовщичество. Первый – это т.н. "Западный" глобальный проект, второй – "Красный" глобальный проект.
Первый выдвинул два основных тезиса: главная цель существования – это нажива, главный принцип существования – "свобода", понимаемая как право любого индивидуума самому себе выбирать ценности, вычеркивая из Библейской системы все, что не нравится.
Второй, теоретически, должен был бы отказаться от ссудного процента, но это было жалко (НТП всем уже нравился) и тогда появилась блестящая идея: ссудный процент (вместе с НТП) оставить, но запретить частное присвоение доходов от него! Для чего нужно отменить частную собственность!
И Маркс, и Ленин (на первом этапе своей деятельности) считали, что такие принципы будут приняты почти всеми. Так бы оно и было, если бы речь шла только о тех людях, которые придерживаются Библейской ценностной системы.
Их бы можно было бы и уговорить (хотя это сложная работа), Маркс так вообще считал, что к социализму/коммунизму можно прийти эволюционным путем. Но те, кто принципиально отрицают Библейскую систему ценностей (а таких в рамках "Западного" проекта выросло много), уговорить не получится в принципе, они на других принципах живут!
Иными словами, то насилие, к которому пришли большевики к лету 1918 года (до того они даже выпускали своих врагов из тюрем "под честное слово"), теоретически, должно быть применимо только к носителям "антибиблейских" (с христианской точки зрения, сатанинских) ценностных принципов! Другое дело, что машина насилия, уж коли она появляется, сама начинает плодить насилие во все возрастающем масштабе. Но как решить саму проблем не очень пока ясно.
Резюмируя, можно сказать следующее. Все рассуждения Маркса, других марксистов, каббалистов и других людей, которые пытаются построить правильное общество, рассчитаны на людей, подчиняющихся Библейским принципам. Те, кто их отрицает (осознанно, разумеется) должны быть выведены из этой системы отношений, поскольку они сделают все, чтобы общество, построенное на таких принципах, никогда не появилось.
Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.
Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.
Если нет - зарегистрируйтесь.
"Маркс так вообще считал, что к социализму/коммунизму можно прийти эволюционным путем"
Где и когда это г-н Маркс говорил об эволюционным пути истории?
По Марксу, человеческое общество развивается качественными скачками, путем смены общественно-экономических формаций, осуществляемой насильственным, революционным путем ("революция - повивальная бабка истории").
Г-н Хазин обладает вполне целостным мировоззрением, но как, находясь в рамках экономической науки, он может делать выводы мета-экономического уровня? Чтобы подняться над экономикой как научной сферой он привлекает понятия философские, исторические, моральные и религиозные, но можно ли верить этим сферам знаний, не имеющим никакой стройной единой теоретической базы и никакого экспериментального подтверждения?
Необходимо понять, что каббала - это не просто система моральных принципов, а ощущение целостности мироздания, всех взаимосвязей его частей, из чего уже вытекает целесообразность тех или иных правил жизни. Но если брать голую мораль, не подкрепленную подлинным экзистенциальным и онтологическим статусом, то ничего не получится. Отсюда и заблуждения о том, что человек может сам, из своего эгоизма эффективно выбирать себе мораль.
Отсюда следует необходимость постановки вопроса не просто о выборе той или иной морали, а о поиске экзистенциальных оснований, из которых можно разумно и обоснованно выбирать себе мораль. Это точка существования - она уже над махсомом.