10%-е меньшинство меняет мир
Вопрос: Может ли 10% населения, твердо придерживающееся сходных взглядов, перетянуть на свою сторону остальную часть общества? Насколько эффективно общественное мнение, формируемое асинхронно, "сарафанным радио", слухами и общением в соцсетях, может противостоять медийной пропаганде, транслирующей предвзятую и синхронизированную информацию?
Ответ (по результатам исследований итальянских социологов): "Сарафан" обладает хорошим стартовым иммунитетом к пропагандистским вирусам (предвзятой информации).
Вопрос: Может ли народное "сарафанное радио" противостоять медийным манипуляторам, монополизированном властной группировкой, телевидению?
Ответ (по результатам исследований итальянских социологов): Чем пассивней аудитория (люди, не придерживающиеся никаких принципиальных взглядов), тем больший разброс общественного мнения. Тем больше шансов у слухов победить "зомбоящик".
Вопрос: Граница, за которой начинается неконтролируемое распространение?
Ответ (по результатам исследований итальянских социологов): Пока количество людей, придерживающихся одной идеи, не превышает 10%, не наблюдается никакого видимого прогресса в распространении их идей. Но, как только 10% планка преодолевалась, идея распространяется по виртуальной сети, как пожар.
В качестве примера такого "фазового перехода" авторы приводят недавние события в Тунисе и Египте, где общественный консенсус, в котором долгое время не наблюдалось никаких существенных подвижек, трансформировался буквально за неделю.
И неважно, с каких сетевых позиций начинала распространяться новая идея (общественного авторитета или рядового участника с плоским набором связей). Для успешного воздействия на социум достаточно, чтобы "принципиальным" был каждый десятый, независимо от его общественного положения. Если же "принципиальных" меньше, то "особое мнение" не покидает пределы ближайшего окружения.
Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.
Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.
Если нет - зарегистрируйтесь.