От оценок к ценностям
Вопрос: Недавно я участвовал в совещании, на котором, в числе прочего, обсуждалась альтернатива нынешней системе оценки экзамена на аттестат зрелости. Прежние методы устарели, но как-то же все-таки надо оценивать учеников?
Ответ: Обратимся прямо к делу. Всё, чего мы хотим от человека, – это чтобы он смог исправить душу. Для этого люди рождаются, для этого живут – и если не достигают этого, то продолжают в следующем кругообороте. А потому лишь с этой точки зрения надо писать на ребенка рекомендации или резюме.
Не суть важно, какие отметки он получит по физике, химии, географии, биологии и т.д. Возможно, он не очень сметлив в этих областях, а может быть, у него задатки циркового артиста. Кто-то тянется к музыке, а в математике "фальшивит".
Однако мы запускаем детей в класс и пичкаем одинаковым материалом, вместо того чтобы развивать их самобытность и индивидуальность. Мы всех подводим под один стандарт, пакуем в один шаблон, и школьный пресс штампует их почти без разбора.
Эта система была нужна 100-200 лет назад, чтобы перековывать крестьян в рабочих. Но сегодня мы вступаем в новую эпоху. На производстве и в сельском хозяйстве понадобятся считанные проценты от всего человечества. Мы разделим это бремя, а главным образом, будем заниматься внутренней работой. Наконец-то пришло время развивать человека как личность, обогащать его внутренний мир. Уровень познаний в тех или иных "внешних" предметах не может служить тут критерием. Мы все разные, и подобный подход просто неверен.
Что касается системы баллов, она окончательно дискредитировала себя. Она вынуждает человека на горькие подачки: "Вот то, что вам нужно. Возьмите, подавитесь и отстаньте, наконец!" Ведь это не я развиваюсь, а меня заставляют демонстрировать свои знания устно и письменно.
К формированию человека нельзя подходить с общими стандартами. Здесь необходим личный подход. И потому основным предметом должно стать развитие личности – понимание жизни и межчеловеческих взаимосвязей. Кто я? В каком мире я живу?
Человек должен узнавать об этом в беседах и обсуждениях, ему нужно открывать глаза, показывая кусочки общей мозаики и объясняя их суть. Хватит сажать детей за учебники, которые дают знания, но не понимание. Это совершенно отупляет и дезориентирует их. В дальнейшем люди не могут оторваться от телевизора и продолжают жить как под гипнозом. Возможно, для властей это было хорошо, но в конечном итоге тут нет ничего хорошего.
Итак, оценки надо отменить. Каждый наставник и воспитатель будет давать свой отзыв об ученике. Классы превратятся в группы и встанут на совместный путь учебы, объединения, общих мероприятий, а главное, воспитания. Человек не должен беспокоиться из-за каких-то баллов – наоборот, если ты подготовил его, он поверяет себя согласно правильным ценностям, он понимает, чего хочет в жизни, к чему относится, на что способен, чем может наслаждаться и наслаждать других.
Тогда он выберет такую профессию, к которой чувствует тягу, в которой добьется успеха. Ведь ты заранее обучаешь и воспитываешь его, ты вывозишь его в самые разные места и показываешь жизнь в ее многообразии и единстве. Уже в школьные годы он сможет попробовать себя в чем-то и найти свое призвание.
Раньше люди с детских лет начинали обучаться специальности и перенимать опыт старших. С профессиональными наставниками необходим личный контакт, а не формальные отношения, как сегодня.
Когда люди научатся находить себе дело по душе, снизится число поступающих в вузы, да и сами вузы изменятся. В наши дни многие выбирают академическую специальность по ошибке или по необходимости, а потом страдают всю жизнь. Система просвещения должна предоставлять больше свободы. Нас разрушают сухие баллы и неадаптированные к современности учебные программы. С детства они давят на людей и ограничивают их развитие.
А между тем, человек должен развиваться навстречу обществу, окружению, переходя от самоотчета и самоанализа к анализу мира. Вливаясь в мир и в общество, он будет ощущать себя абсолютно интегральной частью. Это и есть правильный результат воспитания. Человек просто почувствует: "Я отвечаю за мир, и он – мой". Ему будет хорошо в мире, и мир тоже признает и оценит его вклад.
Из урока по статье " Любовь к Творцу и творениям ", 26.10.2011
Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.
Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.
Если нет - зарегистрируйтесь.