Переходный возраст
Бааль Сулам, "Мир": Природа ухаживает за новой жизнью с мастерством художника, не оставляя ее без присмотра ни на секунду, пока она не наберется достаточно сил для выхода в наш мир.
Но и тогда природа не отворачивается от нее, а, как милосердная мать, заботливо передает ее преданно любящим родителям. Однако далее бросается в глаза беспорядок и большая путаница – как будто нет никакого управляющего, никакого надзора, и каждый делает что вздумается, выстраивая свое благополучие на несчастье другого.
Разумеется, мы не видим этого в неживой природе и почти не замечаем в растительной. В животной природе уже явственнее просматривается забота родителей о своем потомстве. И птицы, и рыбы, и прочие животные инстинктивно оберегают отпрысков, и чем более развит данный вид, тем сложнее и основательнее он опекает малышей. Ну а когда дети вырастают, их отпускают, чтобы они сами заботились о себе.
У человека это выражено еще сильнее. Ему мало нескольких недель или месяцев родительской опеки, чтобы обрести самостоятельность и свободу. Он нуждается в 20-летнем подготовительном периоде, в особом окружении и воспитании, включая детский сад, школу, институт, профобучение и прочие искусственные средства, не обеспеченные природой. Лишь после этого он будет пригоден для вступления в человеческое общество, которое потребует от него жить в соответствии с общепринятыми стандартами.
Здесь кроется большое противоречие. До 20 лет человек получает необходимое не просто от родителей, а от окружения, и весь мир служит его росту. А затем мир, наоборот, начинает требовать от человека ответной активности и заботы. В человеческом роде этот разрыв очень велик. Животные не чувствуют перемены отношения, они просто продолжают путь – а у людей отношение сменяется на противоположное. Каждый из нас проходит этот переломный момент, когда человек становится взрослым и обнаруживает, что мир предъявляет ему требования и даже несет угрозу.
Нам этого совсем не хочется, мы бы предпочли оставаться детьми – и сегодня многим это удается под крылышком у родителей. И все же возникает вопрос: почему природа выстроила для нас такие этапы развития? Чего она этим добивается? Чего требует от нас? К чему готовит?
Возможно, достигнув 20-летия, мы просто не понимаем, что должны теперь иначе жить в человеческом окружении. Возможно, если всё делать правильно, то окружение покажется нам "милосердной матерью". Возможно, вся проблема – в наших взаимоотношениях. И в таком случае, резкий контраст переходного периода, внезапная враждебность и требовательность, по сути, являются не чем иным, как приглашением исправить наши взаимоотношения с окружающими.
Из урока по статье "Мир", 04.11.2011
Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.
Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.
Если нет - зарегистрируйтесь.