Возраст обучению – не помеха
Вопрос: В воспитании детей есть возрастные этапы: от нуля до трех лет, от трех до шести, от шести до девяти. Существуют ли такие этапы для взрослых людей?
Ответ: Этапы существуют, но они не зависят от возраста людей.
Для человека, достигшего нормального зрелого состояния, 18-20 лет, дальнейшее его продвижение зависит не от возраста, а только от теоретического и практического усвоения материала.
Мы видим это по нашим практическим занятиям, в которых принимают участие как молодые парни и девушки 20-25 лет, так и пожилые люди, годящиеся им даже не в отцы и матери, а в дедушки и бабушки. Между ними настолько живо проходит обсуждение, что абсолютно не чувствуется разница в годах, потому что обсуждаются совершенно новые и даже неожиданные для них личные, семейные и общественные взаимоотношения.
Очень интересно наблюдать, насколько возраст не имеет значения, по тем вопросам, какие человек задает на занятиях или лекциях, и по тому, как он включается в процесс обсуждения. Зато имеет значение стаж, поскольку опыт приобретается постепенно в течение нескольких лет.
Все это время нам надо вести человека. В группы будут приходить новенькие. Затем эти группы будут сливаться. Отдельные мужские и женские группы тоже начнут соединяться, и уже, будучи общими, объединяться с детскими группами и разъединяться снова.
То есть мы должны "перетасовывать" общество наших учеников так, чтобы они были готовы правильно понимать различные жизненные ситуации и их решения: взаимоотношения на работе, с руководителями, с подчиненными, с соседями, с людьми, которые тебе почему-то неприятны или наоборот; с родственниками, которым ты чем-то обязан. Так в прошлых взаимоотношениях между людьми начнет происходить определенная трансформация.
Все это надо обговорить, обсудить. Человек должен это прожить, пережить, как бы воплотиться в других людей, сопоставить их между собой, и в итоге соединиться с ними в одно общее целое.
Так что, внутри человека проигрывается огромное количество сцен. И в этом процессе очень помогают видеосъемки и обсуждения.
Из беседы об интегральном воспитании, 12.12.2011
Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.
Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.
Если нет - зарегистрируйтесь.