Специфика интегральной реальности
Вопрос: В поведенческой психологии существует так называемый "треугольник взаимопонимания". Два угла – это общение и симпатия, третий - это общая реальность. В интегральном воспитании общение происходит в кругу. С точки зрения поведенческой психологии подразумевается, что в процессе роста взаимопонимания увеличивается симпатия. Теперь возникает вопрос общей реальности. Общая реальность – это и есть интегральность?
Ответ: Мы должны в ней существовать. Не в себе, а вне себя – в этой общей реальности, которую мы создаем, потому что именно она и есть объективная реальность. Все, что есть во мне – субъективно, то есть чистая ложь. Я лгу себе, что выстраиваю себя сам. Это абсолютно нереальный, придуманный мной мир.
Иногда я разговариваю с кем-то и удивляюсь: как по-разному мы воспринимаем мир. Я говорю об одном, а он видит совершенно иную картину и говорит о другом. И он абсолютно искренен, как и я, потому что каждый из нас исходит из собственных ощущений.
Так что, необходимо подняться выше – в общее желание, в общий разум, общее сердце и мозг, и из этого общего образа человека, представляющего совокупность всех нас, наблюдать мир. Тогда мы увидим его совершенно иным: не индивидуальным, не искаженным нашими исконными внутренними свойствами.
Если как можно больше людей соберется в общую систему "человек" (собирательный образ человека), то, естественно, мы увидим совершенно иную картину мира, вселенной, себя. И она будет очень сильно отличаться от того, что мы видим сегодня.
Ведь картина мира зависит от субъективного восприятия, и это хорошо известно психологам.
Нам надо просто показать, что если ты берешь свои внутренние желания, свойства, сопоставляешь их с другими - с создаваемым собирательным образом человека, как одно общее целое, - то из него ты начинаешь наблюдать действительно иной мир.
Тут ты настолько поднимаешься над собой и удаляешься от своего тела, от своих личных качеств, что даже твое тело уже не является для тебя чем-то важным. Вполне возможно, что оно, как мы видим из практики, начинает восприниматься как нечто чужое, как животное, которое существует рядом с тобой. Когда ты входишь в этот общий образ "человек", то видишь свое тело существующим на животном уровне. А обобщенный образ человека относится к человеческому уровню.
Из беседы об интегральном воспитании, 12.12.2011
Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.
Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.
Если нет - зарегистрируйтесь.